|
Помимо поэм Гомера религиозные представления древних греков были суммированы в
"Теогонии" Гесиода. Поэт собрал в ней сказания и мифы, касающиеся происхождения
богов и мира. Мы не будем подробно говорить об этом творении добросовестного
мифографа - в нем нет никаких особен-
16
100 ВЕЛИКИХ ПРОРОКОВ И ВЕРОУЧИТЕЛЕЙ
ных религиозных откровений. Как и многие восточные народы, греки не знали
единого творческого начала, стоящего у истоков бытия. В начале мироздания они
видели только слепую безликую громаду, которую называли хаосом. Божественное
начало, растворенное в ней, проявлялось лишь в результате акта рождения.
Поэтому
Гесиод начинает свое сказание с хаоса и вечной матери-земли. Дальше огромную
роль в устройстве мироздания играет сексуальный элемент - боги вступают друг с
другом в браки и рождают других богов. Так Земля породила своего супруга -
блещущего звездами Урана, который осенил ее. Их связала сила Эроса -
предвечного
начала любви животворящей и плодящей. Потом идет рассказ о смене поколений
богов
- как Уран был оскоплен и свергнут своими детьми-титанами во главе с Кроном, а
те, в свою очередь, после тяжелой битвы оказались побеждены богами-олимпийцами.
С тех пор миром начал править Зевс.
Наряду с олимпийской религией Гомера и Гесиода, в Древней Греции существовали
другие религиозные культы, лишь отчасти связанные с ней поздними мифами.
Совершенно особенным по своему духу и очень древним был культ Диониса,
оказавший
глубокое влияние на все эллинское сознание. Его яркой отличительной чертой
являлись дионисии - разнузданные женские оргии. В определенные дни почтенные
матери семейства, женщины и девушки уходили в глухие леса и здесь, опьяненные
вином, предавались диким иступленным пляскам. Считалось, что в эти минуты они
всецело принадлежали божеству производительной силы природы - Дионису или Вакху.
Культ Диониса не был связан с каким-то особым вероучением или ритуалом, а
являлся, по определению Вяч. Иванова, "психологическим состоянием по
преимуществу". Отдаваясь власти Диониса, человек стряхивал с себя путы
повседневности, освобождаясь от общественных норм и здравого смысла. Опека
разума исчезала, вакханка как бы сливалась с потоком божественной жизни и
включалась в стихийные ритмы мироздания. Позже буйное божество было введено в
семью олимпийцев - его объявили сыном Зевса и смертной женщины Семелы.
В классическую эпоху, когда древние примитивные представления перестали
удовлетворять пытливую греческую мысль, появились новые религиозные учения.
Наиболее ранним из них был орфизм, названный так по имени своего основателя
Орфея - легендарного провидца и музыканта, олицетворявшего собой гармонию
божественного духа. По свидетельству мифов, этот пророк был выходцем из Фракии
и
жил в ахейскую эпоху. Матерью его считалась муза Каллиопа. Игра и пение Орфея
были настолько совершенны, что им покорялись даже стихии; когда он
путешествовал
с аргонавтами, волны и ветер смирялись, зачарованные его дивной музыкой. Самый
знаменитый миф об Орфее повествует о том, как, пытаясь вернуть свою горячо
любимую жену Эвридику, погибшую от укуса змеи, он спустился в Преисподнюю. И
даже там его лира творила чудеса: чудовища, услышав его дивную музыку,
закрывали
свои пасти, успокаивались злобные эринии, сам властитель Аида был покорен
Орфеем. Он согласился отдать ему Эвридику, но с тем условием, чтобы певец шел
впереди и не оглядывался на нее. Но Орфей не смог преодолеть беспокойства и
обернулся. Из-за чего Эвридика опять была увлечена в бездну- на этот раз
навсегда. Безутешный певец после этого долгое время скитался по земле, не
находя
покоя Однажды во Фракии он встретил толпу безумствующих вакханок, которые в
припадке исступления растерзали его.
ОРФЕЙ
17
Такова, если верить преданиям, была судьба основателя орфизма, погибшего в
глубокой древности, еще до начала Троянской войны. Однако у современных
историков есть все основания считать, что учение это появилось гораздо позже.
Главным источником для знакомства с ним служат так называемые "Орфические
гимны". Полагают, что их записи относятся к V в. до Р.Х., а окончательно они
сложились не ранее II в. до Р.Х. Сами греки были уверены, что Орфей научился
тайной мудрости в Египте.
Согласно космогоническим и теогоническим положениям орфизма в основе
мироустройства лежат два начала: женское материнское естество и оплодотворяющая
сила Диониса:
Два начала в мире Суть главные. Одно - Деметра-мать (она же Земля' как хочешь
называй)... Ее дары дополнил сын Семелы.
Но в то же время в орфизме имела место идея верховного единства, заключавшаяся
в
некой божественной стихии, предвечном мировом лоне. В некоторых текстах оно
|
|