|
Орфей
Греческий мир не создал ни одной значительной религиозной системы. Однако
некоторые вероучения, зародившиеся здесь, достойны того, чтобы задержать на них
внимание, так как они в значительной степени подготовили умы европейцев к
восприятию христианства. Речь прежде всего должна пойти об орфиках,
пифагорейцах
и гер-метиках, которые, отталкиваясь от традиционных религиозных представлений,
предложили и развили целый ряд глубоких богословских идей. Что касается
собственно народной религии греков, то (если не брать во внимание удивительно
яркую и тщательно разработанную мифологию) она не содержала в себе ничего
оригинального. У греков никогда не было ни священных книг, ни богословия, ни
религиозно-нравственных заповедей. Жрецы не составили здесь могущественной
корпорации и не играли значительной политической роли, как это было, например,
в
Египте. Если египетское духовенство являлось средой, в которой культивировалась
богословская мысль, медицина, математика, если израильское духовенство боролось
за нравственное воспитание народа, то греческие жрецы были только совершителями
ритуалов, про-износителями заклятий и устроителями жертвоприношений. Поэтому
многие религиозные представления
ОРФЕЙ
15
были оформлены здесь не богословами в подлинном смысле слова, а поэтами -
прежде
всего Гомером и Гесиодом. Геродот впоследствии писал, что до Гомера греки не
имели ясного представления о богах, их жизни, отношениях и сферах деятельности.
Можно таким образом говорить о своеобразном феномене - "гомеровской религии",
для которой поэмы ионийского певца послужили чем-то вроде священной книги.
Действительно, в "Илиаде" и "Одиссее" содержится очень много сцен, рисующих
жизнь и отношения семейного клана Олимпийских богов. Возглавлял его, как
известно, Зевс, деливший власть с двумя своими братьями - владыкой моря
Посейдоном и правителем преисподней Аидом. Большую роль наряду с ними играли
жена-сестра Зевса Гера, его дети Аполлон, Гермес, Гефест, Арес, Афродита,
Артемида, а также некоторые другие божества (например, богиня плодородия
Деметра). Рисуя богов, fa Гомер в качестве образца для них брал людей. В этом
был огромный шаг вперед по сравнению, например, с древнеегипетскими
звероподобными богами. Но одновременно такой взгляд на богов таил в себе
большую
опасность - угадывая в божественном разумное начало, греки вкладывали в него
все
многообразие чисто человеческой ограниченности и чисто человеческих слабостей.
По большому счету гомеровские боги не несли в себе фактически ничего
сверхчеловеческого. Прежде всего, они не были подлинно духовными существами,
так
как обладали телом пусть особым, исполинским, но все же телом. Они нуждались в
сне и отдыхе, любили веселые пиршества и охотно предавались любовным играм.
Кроме того, боги были жадны до приношений, завистливы, коварны, ревнивы и
мелочны. Единственное принципиальное отличие олимпийцев от людей заключалось в
их бессмертии, но и оно было не изначально присуще их природе, а поддерживалось
принятием волшебного напитка нектара. Особенно чувствительным недостатком
Зевсова пантеона стало отсутствие в нем ясных этических принципов. С
первобытной
древности этика шла рука об руку с религией. Нравственный же идеал олимпийцев
был настолько шаток, что уже через несколько поколений вызывал протесты и
насмешки у самих греков.
У Гомера мы находим также сложившееся представление о загробном мире - оно было
мрачным и безнадежным. Яркое описание его содержится в "Одиссее". Поэт наделяет
сонное царство Аида чертами кошмарного сновидения. Это - обиталище
полубессознательных теней, блуждающих в черных подземных безднах, вход в
которые
окутан вечной ночью. В этом скорбном мире ревут адские реки, в которых
отражаются голые мертвые деревья и бледные цветы. Здесь пребывают чудовища и
казнятся преступные титаны. Безысходным отчаянием проникнуто сетование духа
Ахилла:
Лучше б хотел я живой, как поденщик работая в поле, Службой у бедного пахаря
хлеб добывать свой насущный, Нежели здесь над бездушными мертвыми царствовать...
Однако это унылое представление не могло быть всеобщим и долгим. Было слишком
очевидно, что у всех людей не могут быть одинаковые посмертные жребии.
Постепенно появились первые робкие представления о загробном воздаянии за зло.
Муки Тантала и Сизифа, описанные Гомером, - это первые символы посмертного
возмездия в античном мире.
|
|