Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: 100 великих... или Who is who... :: Рыжов К.В. и Рыжова Е.В - СТО ВЕЛИКИХ ПРОРОКОВ И ВЕРОУЧИТЕЛЕЙ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 380
 <<-
 
11
ние. Прежний образ человека с головой сокола, увенчанной солнечным кругом, 
заменился новым: это был круг с солнечной или царской змеей спереди и 
множеством 
устремленных вниз лучей с кистями человеческих рук на концах. Такой способ 
изображения солнца при полном отказе от его очеловечивания наглядно 
свидетельствовал, что за своим божеством фараон признавал только один облик - 
зримого солнца. Около 1358 г. до Р.Х., в шестой год своего правления, Аменхотеп 

объявил о намерении построить новую столицу. Одновременно он убрал из царской 
титулатуры все, что напоминало о прежней столице и ее боге, а взамен ввел 
наименования в честь солнца и нового города. Вместо прежнего личного имени 
"Аменхотеп" (то есть "Амон доволен") фараон принял имя Эхнатона (то есть 
"Полезный Атону"). Место для новой столицы было выбрано в Среднем Египте, на 
правом берегу Нила, где горы, отступая полукругом от реки, образовывали 
просторную равнину (ныне это место известно под названием Эль-Амарна). Город 
получил название Ахета-тон (что значит "Небосклон солнца"). Его центром стал 
грандиозный храм Атона - величайшее сооружение древности, длиной около 800 м, а 

шириной - 300 м.
В последующие годы заметны первые проявления неприятия старого фиванского бога 
Амона. Чиновники и сподвижники Эхнатона вслед за ним переиначивают свои имена, 
удаляя из них имя Амона. А потом следуют еще более радикальные меры. Имя 
отверженного Амона начинают уничтожать везде: на стенах храмов, на вершинах 
колонн, в гробницах, на изваяниях, на погребальных плитах, на предметах 
дворцового обихода и даже на клинописных посланиях иноземных властителей. 
Выскабливают не только имя Амона, но и слово "боги". Таким образом, речь шла 
уже 
не просто о замене одного верховного бога другим. Реформа носила более 
кардинальный характер и была первой попыткой ввести в Египте единобожие. 
Древняя 
египетская религия с ее многобожием, мифами, магией, сложнейшими заупокойными 
церемониями была отметена с радикализмом, свойственным молодости. Осирис и 
другие популярные боги были отвергнуты. Старых богов перестали чтить, а 
величайший из них - Амон - стал подвергаться прямому преследованию. 
Государственную поддержку отныне получил культ единственного бога - бога 
"видимого солнца" Атона, в честь которого во всех городах воздвигались 
величественные храмы. Что касается храмов старых богов, то, лишившись царских 
субсидий, они стали быстро приходить в упадок. Уже после смерти Эхнатона его 
преемник Тутанхамон писал: "Храмы богов и богинь, начиная от Элефантины и 
кончая 
болотами топи в Низовье... были
12___________      100 ВЕЛИКИХ ПРОРОКОВ И ВЕРОУЧИТЕЛЕЙ
близки к забвению, их святилища были близки к гибели, превратившись в развалины,
 
они поросли растительностью, их обители стали как то, чего не было, их двор 
стал 
дорогой для пешехода".
Религиозный переворот завершился около 1352 г. до Р.Х. К этому времени был 
положен конец многовековому господству Фив. Столица переместилась в выросший со 

сказочной быстротой Ахетатон. В новом городе не было приверженцев старых 
культов, здесь безраздельно царил Атон, а фараон был его первым и преданнейшим 
слугой. По всему видно, что Эхнатон ощущал себя настоящим пророком солнца, 
проповедником новой истинной религии, ее верховным жрецом. Именно он сложил 
Гимн 
Атону, который является единственным дошедшим до нас символом веры атонизма: 
Великолепно твое появление на горизонте, Воплощенный Атон, жизнетворец! На 
небосклоне вечном, блистая, Несчетные земли озаряешь своей красотой, Над всеми 
краями,
Величавый, прекрасный, сверкаешь высоко, Лучами обняв рубежи сотворенных тобою 
земель, Ты их отдаешь во владение любому сыну. Ты вдалеке, но лучи твои здесь, 
на земле, На лицах людей твой свет, но твое приближение скрыто. Это вступление 
провозглашает три основных положения религии Эхна-тона. Атон - универсальный 
мировой Бог. Это не бог какого-либо города или какой-то одной страны, а 
создатель всех земель. Атон воплощается в солнечном диске, хотя сущность его 
сокрыта от человека. Избранником Атона является Эхнатон, его "возлюбленный сын".
 
Эхнатон не строил богословской системы и отвлеченной аргументации. Он только 
показал в своем гимне, что без солнца жизнь замирает, а при его восходе - 
оживает. В этом - свидетельство его всемогущества:
Когда исчезаешь, покинув западный небосклон, Кромешною тьмою, как смертью, 
объята земля. Очи не видят очей.
В опочивальне спят, с головой закутавшись, люди Из-под их изголовья добро 
укради 
- и того не заметят!
В отсутствие солнца освобождаются все враждебные силы. Творческая сила Атона не 

знает границ. От величественных явлений мирозданья до незаметных и таинственных 

 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 380
 <<-