|
весили не одинаково, покойника пожирало страшное чудовище Амамат. Но если чаши
весов уравновешивались, покойный признавался оправданным и его душа могла
вознестись на небо и разделить с богами небесные наслаждения. (Причем она не
просто пребывала вместе с Ра в его ладье, но и сливалась с ним. В главе 42
"Книги мертвых" умерший говорит: "Нет членов моего тела, которые бы не были
членами бога. Бог Тот соединил мое тело, и я есть Ра день за днем".) Следует
подчеркнуть, что по мере расширения представлений о могуществе Осириса, его
культ становился все более демократичным. Если в древности Осирис являлся по
преимуществу царским богом (и каждый фараон, умирая, уподоблялся Осирису, а его
наследник - Гору), то в дальнейшем каждый египтянин, обращаясь с молитвой к
своему умершему отцу, называл его Осирисом, а себя- Гором. В позднейших
заупокойных текстах любой умерший объявлялся тождественным с Осирисом Это
отождествление имело мистический смысл - в плане причастности всех людей к
природе божества. Таким образом, осирическое учение пришло к очень важному
представлению о всеобщем равенстве людей перед нелицеприятным судией мертвых.
Эхнатон
Трагическая фигура царя-реформатора Аменхотепа IV (или, как он сам себя называл
- Эхнатона) стоит особняком не только в египетской, но и в мировой истории.
Проведенная им религиозная реформа настолько необыч-
10
100 ВЕЛИКИХ ПРОРОКОВ И ВЕРОУЧИТЕЛЕЙ
на, что до сих пор вызывает к себе острый интерес. Однако отношение к нему
среди
историков разное. Многие считают Аменхотепа непрактичным идеалистом, другие -
ослепленным изувером, третьи - боговдохновенным пророком, а иные- властным
диктатором. Вероятно, в какой-то степени правы все. Несомненно, что в правление
Аменхотепа процветающее и великое Новое царство стало быстро ослабевать и
приходить в упадок.
Аменхотеп взошел на престол в 1364 г. до Р.Х. пятнадцатилетним юношей.
Блистательная египетская империя находилась в это время в зените своего
могущества. Предки молодого царя, происходившие из Фив и основавшие за двести
лет до его рождения XVIII династию, имели в глазах египтян огромные заслуги.
Они
освободили Египет от владычества завоевателей-гиксосов, объединили страну,
подчинили египтянам Нубию и Сирию. При них Египет превратился в огромное
многонациональное государство и сделался на несколько столетий самым сильным
государством Передней Азии. Царская столица - Фивы была тогда одним из самых
многолюдных и богатых городов Востока. Как это всегда бывало раньше в
египетской
истории, с возвышением нового города возросло значение его бога-покровителя -
фиванского бога Амона. Еще в эпоху Среднего царства этот местный бог,
олицетворявший тайную силу, поддерживающую существование Вселенной, был
отождествлен жрецами с богом солнца Ра. Фараоны XVIII династии щедро одаривали
его храмы; во славу Амона были воздвигнуты исполинские колоннады святилищ
Карнака и Луксора. Они наглядно демонстрировали могущество фиванского бога.
Торжественные процессии со статуей Амона превратились в национальные праздники.
Господство культа этого бога, с которым связывали все успехи страны, казалось
незыблемым. Жизнь всей страны, каждого человека, от фараона до последнего
крестьянина или раба, была проникнута его духом. И никто не мог ожидать, что
мятеж против бога-триумфатора поднимется в самом царском дворце, в доме
"возлюбленного сына Амона".
Подробности религиозных преобразований Аменхотепа нам не известны, но мы можем
судить о них по многочисленным изображениям той эпохи. Уже с первых лет
царствования Аменхотепа ощущается пристрастие молодого фараона к культу солнца,
причем не в древних его формах поклонения солнечным богам Амону и Ра, а в
горячем почитании третьестепенного и до той поры почти неизвестного бога
"видимого солнца" Атона. На первых порах фараон пошел по пути, проложенному
жрецами, отождествив Атона со старыми солнечными богами. На памятниках того
времени мы читаем: "Да живет Pa-Гор небосклона, ликующий на небосклоне в имени
своем как Шу, который есть Атон". Таким образом, Атон оказывается тождественным
древнему Ра, и царскому богу Гору, и божеству воздушного сияния Шу. Впрочем,
никаких признаков отрицания старых богов в это время еще не было заметно. Никто
не возбранял придворным изображать и призывать в гробницах любые древние
божества и даже представлять фараона и его мать, почитающими их. Однако
Аменхотеп значительно умерил свои пожертвования храмам других богов, в то время
как жречество Атона получало неисчислимые подношения.
Следующий шаг к религиозной реформе был сделан около 1360 г. до Р.Х., когда
Аменхотеп провозгласил Атона-Ра "царствующим фараоном". В повседневную жизнь
двора были включены многочисленные религиозные церемонии в честь Атона, в
добровольного жреца и пророка которого превратился сам фараон. Вслед за
"воцарением" солнца резко изменилось его изображе-
ЭХНАТОН
|
|