|
• Искренняя вера - вот что заменяет и подвижничество, и служение идолам, и
паломничества. Нанак полностью отвергал представления о том, что спасения можно
достигнуть при помощи каких-либо постов, ритуалов или Церемоний. Он отрицал
принципы йоги, умерщвление плоти, самоистязание, покаяние и аскетизм. Он
говорил:
"Вера - не латанная одежда, не посох йога, не пятна грязи
на теле
Вера - не ношение серег, не обритая голова, не игра на флейтах.
Будь чистым среди нечистоты мира; так ты найдешь путь веры".
да
58
100 ВЕЛИКИХ ПРОРОКОВ И ВЕРОУЧИТЕЛЕЙ
Вместо сложного мусульманского или индуистского ритуала, при котором между
человеком и Богом обязательно присутствует посредник в лице брахмана или муллы,
Нанак утверждал прямое и необремененное внешней обрядностью общение человека и
Бога. Любо^ьловек, вне зависимости от своего вероисповедания, может обратиться
к
Богу и будет услышан Им. Так Нанак никогда не предлагал мусульманину или
индуисту отречься от своей религии ради того, чтобы стать его учениками.
Напротив, он говорил, что для обретения спасения мусульманин должен стать
истинным мусульманином, а индуист- истинным индуистом. Однажды его спросили.
"Кто выше- ин-дуист или мусульманин?" "Без добрых дел, - отвечал Нанак, - и то
и
другое - тщета. Превосходство состоит в делах, а не в вере". Он часто повторял:
"Нет ни индусов, ни мусульман, есть только люди". Главное, чтобы их молитва шла
из самой глубины души. Пишут, что один знакомый Наваб сказал ему однажды: "Если
нет никакой разницы между индуистами И мусульманами, почему ты не
присоединяешься к нам во время совершения намаза (исламской молитвы)?" Нанак
согласился принять участие в совершении намаза, возглавлявшегося казн. Когда
намаз начался, казн и Наваб, молясь, падали на колени и совершали поклоны, а
Нанак стоял неподвижно. После окончания намаза казн спросил Нанака: "Почему ты
не принимал участия в молитве?" Нанак на это ответил: "Я-то участвовал в
молитве, а вот вы оба не участвовали". Затем он объяснил: "Во время молитвы
казн
внезапно вспомнил, что во дворе у него есть колодец, и все его сознание
сосредоточилось на опасении, как бы его новорожденный жеребенок не свалился
туда. Иными словами, сознание кази не участвовало в молитве. Точно так же
сознание Наваба, в то время как он намеривался молиться, было поглощено
размышлениями о покупке лошади в Кабуле". Кази и Наваб со стыдом должны были
признаться, что Нанак совершенно прав, и Наваб воскликнул, обращаясь к кази:
"Разве ты не видишь, что это Бог говорит с нами устами Нанака?"
Нанак с негодованием отвергал учения, согласно которым одни люди, в силу своего
высокого общественного положения или богатства, оказываются ближе к Богу, чем
другие. Нет, Бог принимает во внимание только личные заслуги, выражающиеся в
вере, любви и преданности Ему, в чистоте помыслов и поступков Вера и любовь к
Богу делают людей одинаково угодными Господу, а потому они одинаково достойны
Его милости. Эта вера так чиста и благородна, что снимает с человека позор
рождения в низшей касте, очищает его от прегрешений, возвышает низких и убогих.
Нанак говорил: "Знатное происхождение и великая слава, Подобно праху, не имеют
цены.
Человек может хвастать перед людьми своей добродетелью, Но истина откроется ему
только при познании Бога. Только тот, кого Господь возвысит, и есть
возвышенный". Господь Нанака могуч, но не беспощаден, Он велик в своей
беспредельной доброте ко всем людям, потому что все они в равной мере его
творения, вне зависимости от пола, национальности, профессии, касты или
вероисповедания. Каждый человек воистину Сын Божий, а различия между людьми
создают они сами. Нанак говорил: "Вера - не просто слова
Тот верует, кто всех людей видит равными..."
В своих проповедях гуру Нанак резко выступил против затворничества и
неравноправия женщин, против многоженства и самосожжения вдов.
НАНАК
59
В свое первое путешествие, на которое он затратил 8 лет, Нанак обошел всю Южную
Индию. В августе 1507 г. он ненадолго вернулся домой и вновь двинулся в путь-
на
этот раз на восток. Всюду, куда бы он ни приходил, Нанак выступал против
предрассудков и ложных ритуалов, поклонения кумирам и местным божествам, учил,
что следует прославлять только Единого Бога, не имеющего форм. Его проповедь не
была бесплодной. Многие с благоговением принимали учение Нанака. Уходя из
какого-нибудь города, он, как правило, оставлял там небольшую общину своих
|
|