|
брахманизма, было ярким и цельным. Нанак не признавал поклонения богам и
богиням, камням, статуям, идолам, животным, изображениям или ! гробницам. Он
говорил, что прославлять следует только Единого Бога, Не имеющего форм. Основой
всех основ, началом всех начал он провозгласил Бога-Создателя, Бога-Абсолюта,
Бога-Истину, лишенного каких-либо признаков "очеловеченного божества".
"Невидимый, Бесконечный, недосягаемый, Непостижимый Бог <
Неподвластен смерти или предопределению.
Он не принадлежит ни к какой касте, не рожденный,
Он существует сам по себе, не знающий страха или сомнения...
!
Он не имеет формы или очертаний;
Он являет Себя через истинное слово.
Он не имеет ни матери, ни отца, ни сына, ни родственников...
Он - чистый, нескончаемый и беспредельный, всякий свет -
Твой, о Господи..."
Бог одновременно имперсонален и личностей. Имперсональный Бог не име ет формы и
недосягаем для человека. Он существовал извечно прежде всего.
"Не было ни ночи, ни дня,
Не было ни океана, ни луны,
Ни солнца, ни воды, ни воздуха -
Всюду был Бог.
Не было богов, живущих высоко на небесах,
Ни Брахмы, ни Вишну, ни Шивы.
Был только Он, - вечный, - и ничего более..."
До сотворения мира Бог пребывал Абсолютно Сам по Себе, будучи Не имеющим форм.
Становясь проявленным, Он сначала придал Себе форму НАМ (Божественного имени),
а
затем сотворил Природу. После сотворения Природы, Он не отделился от нее,
напротив, Он поддерживает Свое творение собственным присутствием в нем и
наслаждается этим. Окружающий нас мир - не иллюзия Он вполне реален, он -
порождение непостижимой Божественной Воли.
НАНАК
57
Когда Бог являет Себя в Своем творении, он становится личностным и доступным.
Исток не имеет форм, а весть мир есть Его личностная форма. Однако никакая
форма, сколь бы универсальна она ни была, не является независимой от Него.
Бесконечный Бог может проявить Себя в неисчислимом множестве вещей, но ни одно
множество конечных вещей не может быть эквивалентно Бесконечному.
Бог - вездесущ, Он в поле и в мастерской ремесленника, так же как и в святилище.
Он в самом человеке. ("Бог сокрыт в каждом сердце, - учил Нанак, - свет Его - в
каждом сердце...") Для того чтобы молиться Богу, незачем ходить в храм или
мечеть. (Нанак во время проповедей неоднократно подчеркивал своими речами и
своими поступками эту важнейшую для него мысль. Пишут, например, что во время
путешествия в священный город мусульман - Мекку - ему пришлось заночевать в
мечете, и он лег спать, вытянув ноги в сторону Каабы. Служитель храма, толкнув
его, воскликнул: "Кто этот неверный, спящий ногами к дому Господа?" Нанак
ответил ему: "Ты думаешь, что если я сплю ногами к дому Бога, то проявляю
непочтительность? Но попробуй повернуть их в ту сторону, где бы не обитал
Бог...")
Цель человеческой жизни, учил Нанак, состоит не в том, чтобы избежать ада или
попасть в рай, но в искании Бога и обретении единства с Ним. Человеческую жизнь
он рассматривал как возможность достижения этой цели, и если эту возможность
упустить, человек возвращается к циклу рождений и воплощается вновь. Положение
человека в нынешней жизни предопределено его прошлыми рождениями и прошлыми
жизнями. В этом смысле взгляды Нанака восходили к традиционному догмату
индуизма
о карме. Он писал:
"Вся жизнь создана по Его предопределению,
Его предопределением один занимает высокое положение,
другой - низкое.
Радость и наказание - все дается по Его предопределению".
Но в отличие от индуистов Нанак был далек от признания кармы как рока, против
которого человек беспомощен. Он твердо верил в возможность ее изменения. Бремя
наших прошлых грехов, основа кармы, может быть разрушено и разрушается милостью
Бога Средством избавления от кармы (и это было очень важно!) Нанак объявлял
единение с Богом, достигаемое человеком благодаря беспредельной вере и
преданности Ему, благодаря полному растворению своего "я" в любви к Всевышнему.
Любовь к Богу не совместима с себялюбием. Нанак писал:
"Там, где есть "я",
Там Бога нет.
Там, где есть Бог,
"я" там нет..."
|
|