|
и даже бессмысленное. Упанишады представляли явление мира как добровольное
самоограничение Божества. Но в этой "жертве" нет никакой любви и вообще ничего
возвышенного - это, как уже говорилось, всего лишь божественная игра - Лила.
Нельзя не согласиться, что Упанишады являют собой высочайший взлет
человеческого
духа. Об их создателях - Яджнявалькья, Уддалаке, Катхе и других - кроме имен,
почти ничего неизвестно, но они безусловно принадлежат к числу величайших
мудрецов Индии и всего человечества. Упанишады первыми провозгласили единство
Божественного Начала и признали вторич-ность внешних обрядов. Еще более
значимым
был их шаг в постижении природы Божественного. В то время, когда человек
наделял
богов не только низменными страстями, но и телом, Упанишады впервые
провозгласили, что Абсолют превосходит все тварное, зримое, мыслимое. Однако
спасение предлагалось здесь на таких суровых условиях, которые едва ли могли
быть приняты обычным человеком. Да и отношение к Брахману могло быть только
чисто умозрительным, его нельзя было любить, ему бесполезно было молиться.
Поэтому брахманская религия, хотя и имела огромное влияние на умы, не вышла за
пределы отшельнических скитов.
Махавира
Страх перед будущими дурными воплощениями, желание обрести блаженство по ту
сторону жизни толкали многих индусов на крайние формы аскетизма. Топас,
самоумерщвление, было признано высшим идеалом, причем не только брахманизмом,
но
и некоторыми другими религиозными учениями Индии. Никаких послаблений тут не
допускалось. Настоящий аскет в полном смысле слова должен был поставить себя
выше жизни. "Ему не следует иметь огонь в жилище, - читаем мы в одном из
древних
трактатов, - он Может ходить в деревню за пищей, сохраняя молчание, равнодушный
ко всему, твердый в намерениях, сосредоточенный в мыслях. Глиняная чаша, корни
Дерева, лохмотья, одиночество и одинаковое отношение ко всему - таков Признак
освобожденного".
До крайних пределов учение о топасе было доведено джайнами. Секта эта
окончательно сложилась в середине VI в. до Р.Х., когда у нее появился идейный
вождь - Махавира, сформулировавший ее теоретические основы. Сами
44
100 ВЕЛИКИХ ПРОРОКОВ И ВЕРОУЧИТЕЛЕЙ
джайны считают, что этому великому пророку предшествовали 23 других тиртханкары
("нашедших брод", то есть основателя веры). Первый из них - Ришабху жил тогда,
когда люди еще не умели приготавливать пищу, не знали письменности и гончарного
дела. Ришабха научил всему этошуревних людей; он же учредил браки, ввел обряды
захоронения мертвыхтТпоклонения богам. Двадцать третий тиртханкара - Паршвантах
жил за 250 лет до Маха-виры. Он считается основателем религиозного учения
джайнов и создателем древнейших монашеских джайнских общин. Что касается
Махавиры, то он придал этому учению тот вид, в котором оно дошло до нашего
времени.
Настоящее имя Махавиры было Вардхамана. Согласно традиционной биографии, он
происходил из семьи знатного кшатрия Джнятрипутры. Еще в юности он пленился
аскетическими идеями, а в 30 лет покинул родительский дом и стал отшельником.
Двенадцать лет он бродил по стране, ведя суровую жизнь аскета, а на тринадцатом
году достиг высшего знания и стал Джиной - Победителем, поборовшим земные
страсти и нашедшим путь к спасению. После этого он еще тридцать лет
проповедовал
свое учение на территории современного Бихара и обратил в свою веру многих
людей. Годом его смерти обычно считают 527 г. до Р.Х.
В некоторых своих положениях джайнизм близок брахманизму. Так в джайнизме, как
и
в брахманизме, признается переселение душ и закон кармы, а спасение человека
видится в прекращении его возрождений. Но на этом сходство заканчивается.
Прежде
всего, джайнизм отрицает понятие Единого Бога, или Абсолюта, в том смысле, в
каком о Нем говорят Упанишады. Мир, по учению Махавиры, состоит из двух вечных
несоздаваемых и неисчезаемых категорий - дживы (души, духовного начала,
активного агента существования) и адживы (неживого, неодушевленного,
материального начала). В своей изначально естественной форме джива совершенна;
именно в этой форме она являет собой тот идеал, к которому должен стремиться
каждый джайн. Но в окружающем нас мире джива всегда связана с адживой,
заключена
в нее и порабощена ею. Соединяясь с грубой материей, джива обретает тело и
появляется в форме живых существ, будь то растение, животное, человек или
божество. Причем в этой иерархии высшее ключевое звено - человек, ибо только он
в состоянии дать освобождение дживе, которая словно некий страждущий дух,
скована темной и косной материей.
Сама по себе джива не в состоянии вырваться из цепких объятий адживы.
|
|