Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: 100 великих... или Who is who... :: Рыжов К.В. и Рыжова Е.В - СТО ВЕЛИКИХ ПРОРОКОВ И ВЕРОУЧИТЕЛЕЙ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 380
 <<-
 
Бесконечное количество джив находится в нескончаемом процессе кругооборота 
живых 
тел, регулируемых кармой - законом о посмертном воздаянии. Едва освободившись 
после смерти какого-либо существа, она, подчиняясь карме, опять оказывается в 
плену другого тела. Очевидно, обрести свободу нельзя, если не преодолен закон 
кармы. Но связи джив с кармой сложны. Освободиться от кармы очень нелегко, ибо 
карма не просто опутывает каждого, но и притекает к нему вновь и вновь. Задача 
правоверного джайна состоит в том, чтобы остановить этот приток, что 
достигается 
путем соблюдения сложных норм поведения. Но это только первый шаг. Следующий - 
добиться истощения и отпадения оставшейся кармы, после чего душа-джива 
подчиняет 
себе материальное тело и обретает освобождение.
Из сказанного видно, чем джайнизм отличен от брахманизма. Если последний 
первостепенное внимание уделял Абсолюту-Брахману, то джайны главным образом 
размышляли об индивидуальной человеческой душе. Как и его оппоненты-брахманы, 
Махавира признавал вечность души. Однако нирва-
МАХАВИРА
45
на, по его учению, заключалась не в том, чтобы совершенно обезличиться и 
раствориться в Абсолюте, но в том, чтобы вырваться из бесконечной цепи 
перерождений и достигнуть вечного блаженства в потустороннем мире. Путь к 
спасению, открытый Махавирой, определяется тремя "драгоценностями": во-первых, 
ратнат-раей - совершенной верой (верой в Джину; смысл этого положения в том, 
что 
ищущий должен отбросить все блуждания, сомнения и с помощью веры стараться 
оградить себя от ложных путей и дурных советчиков); во-вторых, совершенным 
знанием (знанием учения Джины о душе-джи-ве, карме, а кроме того, знанием 
своего 
"я") и, в-третьих, совершенным поведением (соблюдением установленных Джиной 
правил).
Каким же должно быть поведение правоверного джайна? Этот вопрос был глубоко 
разработан основателем вероучения. Прежде всего надо сказать, что Махавира 
пренебрежительно относился к Ведам и священной письменности брахманов, резко 
отрицал жертвоприношения, жречество и религиозное освящение системы варн. Он 
учил, что только личные качества людей и их усилия определяют их 
благочестивость 
и право на спасение. К нирване ведет исключительная способность человека 
подняться над миром ограниченности - над миром зла и добра, над миром материи. 
Происхождение, божественное вмешательство или соблюдение обрядов не играют на 
этом пути никакой роли. Поэтому в жизни для джайна работа над собой важнее 
религиозных обязанностей (последние сводятся в основном к почитанию божеств, 
посещению храмов и принесению даров). Главное заключается в самом стиле жизни - 

соблюдении определенных норм поведения и запретов, которые и составляют едва ли 

не основную суть учения. Так все джайны строго следуют ахинее, то есть 
стараются 
ни в коем случае не причинить вреда живым существам (многие даже носят на лице 
особую повязку, чтобы при дыхании не проглотить какое-нибудь крошечное 
насекомое), и исполняют заповеди, предписывающие им быть праведными в речи, 
воздерживаться от присвоения чужого, сохранять целомудрие, быть свободным от 
прочных привязанностей к жизни и т.п. Всего заповедей 12, но правила их 
исполнения для мирян легче, чем для монахов. Последние призваны вести жизнь, 
полную лишений. Это и понятно - поскольку именно желания и страсти по закону 
кармы вовлекают чело-
46                         100 ВЕЛИКИХ ПРОРОКОВ И ВЕРОУЧИТЕЛЕЙ
века в новые воплощения, важнейшим признаком превращения в Джину является 
полная 
победа над своими страстями путем беспощадного самоистязания. Джайнские монахи 
{ниргрантхи - отрешившиеся от уз) имеют право жить в монастырях и получать 
пропитание от членов общиньг - мирян только во время сезона дождей. В остальное 

время года они должньгтобирать милостыню и постоянно скитаться по стране. Им 
предписывается также до предела ограничивать свой сон (с четырех часов утра 
монах уже на ногах) и питание (принимать пищу можно только два раза в сутки; 
обязательно соблюдение постов, часто весьма длительных). Однако, поскольку 
аскетизм всегда считался в джайнизме религиозным подвигом, многие монахи, не 
довольствуясь этими суровыми правилами, принимают на себя другие изнурительные 
обеты (например, абсолютное молчание, пребывание на холоде или на солнце, 
многолетнее стояние на ногах и т.п.). Самым благочестивым концом для джайна 
всегда считалась смерть от долгого поста, но самоубийство осуждается.
Впоследствии, уже после смерти Махавиры, джайны разработали элементы своей 
собственной философии и космогонии. По их представлениям, Вселенная состоит из 
мира и не-мира. He-мир - это пустое пространство, акаша, недоступное для 
проникновения и восприятия и отдаленное от мира. Мир делится на нижний, средний 

и верхний. Нижний - это нечто вроде преисподней - состоит из семи слоев, 
наивысший из которых населен божествами, а остальные шесть - грешниками ада, 
живущими среди гнили и нечистот, страдающих от мучений и пыток. Верхний мир 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 380
 <<-