|
как появились сами боги и Пуруша? На этот счет в Ригведе высказывалось смутное
предположение о существовании какой-то изначальной субстанции, в которой
зародилось желание (кама). Оно и явилось причиной возникновения всего
существующего.
Обряд играл в ведической религии исключительно важную роль. Он требовал
невероятной точности и изощренности. О том, чтобы простой человек мог правильно
принести жертву, нечего было и думать. Культ превратился в сложнейшее
искусство:
"вызывать" божество умел только особый жрец-"вы-зыватель", прославлять бога в
гимнах - только специальный жрец-песенник, а возложить жертву по уставу мог
лишь
"жертвоприноситель". При отправлении культа произносилось множество молитв и
заклятий, которых никто не понимал, так как они были сложены на древнем языке.
Уже в глубокой древности в Индии образовалась особая варна (замкнутое сословие)
жрецов-брахманов. (Кроме этой варны были еще три: правителей и воинов -
кшатриев, земледельцев, ремесленников и торговцев - вайшья, неполноправных и
рабов - шудр. Две первые варны занимали в обществе ведущее положение.)
В таком виде ведическая религия просуществовала несколько веков. Но около VIII
в. до Р.Х. индийское общество пережило своего рода нравственный и религиозный
надлом. Старые религиозные догмы все меньше удовлетворяли людей, ищущих
духовности. Проявлением истинного благочестия стал считаться отказ от мирских
радостей. Внешне это выразилось в движении муни. Не порывая открыто с
традиционной религией, муни бросали свои дома, имущество, семьи и уходили в
джунгли, чтобы вести жизнь отшельников-аскетов. Уединившись там, отшельники
надеялись молитвами и умерщвлением плоти достичь высшей силы духа. Постепенно в
их среде выработалось глубоко философское учение о Брахмане. Понятие о нем дают
Упаниша-ды. Само слово "Упанишад" означает "сидение подле" (имеется в виду
сидение
ЯДЖНЯВАЛКЬЯ
41
слушателей вокруг учителя), но уже с древних времен под Упанишадами стали
понимать сокровенное знание о Божественном начале. В этих мистических поэмах
разрабатывались глубочайшие религиозные и философские вопросы. Понять их могли
лишь те люди, которые прошли известную подготовку и глубоко осознали, что жизнь
и материальные утехи - все это суета, не заслуживающая серьезных усилий и
трудов. Хотя авторы Упанишад признавали значение старых Вед, они называли их
"низшим знанием". В "Катхе-Упанишаде" прямо говорится, что Высшее нельзя
постичь
ни при помощи Вед, ни при помощи обычной человеческой мудрости. Таким образом,
авторы Упанишад обещали путь к высочайшему, единственно истинному знанию.
Согласно Упанишадам, весь мир явлений - это всего лишь иллюзия, "майя". Жизнь,
прожитая ради земных, чувственных благ - растрачена попусту. Древние чтили
сотни
богов, которые, как им казалось, наполняли пространство, горы, джунгли и дома.
В
противоположность им творцы Упанишад пытались пробить дорогу к Единому Существу.
Когда мудреца Яджня-валкья, которого традиция изображает выдающимся мастером
проповеди и философского спора (жил он, как считают, в VII в. до Р.Х.),
спросили, сколько существует богов, он сначала назвал каноническую цифру
ведийской мифологии: три тысячи триста три. Но потом, когда ученик, чувствуя,
что наставник не сказал ему всей правды, продолжал спрашивать, Яджнявалкья
ответил: это - только проявления, богов же - тридцать три. А в конце концов,
уступая настойчивым просьбам, он признал, что в сущности Бог только один. Если
боги и существуют, то они - лишь отдельные волны единого моря Божества. "Он -
единственный, не имеющий цвета, многоразлично прилагающий свою силу, создающий
много цветов для скрытой цели, в нем, как в конце и начале, растворена
Вселенная..." Истинный мудрец не поддается соблазнам материального, он ищет
"Того, Кого многие слышат, но не знают", Того, кто "невидим, неосязаем, не
имеет
ни рода, ни варны, ни слуха, ни рук, ни ног". Это Единственное, обладающее
реальностью, есть Брахман - мировой дух, безличная и бесконечная божественная
субстанция, лежащая в основе всего сущего, источник жизни, принцип единства,
сокровенное "я" Вселенной. Каждая индивидуальная душа - Атман - является его
частью. По сути дела, Ат-ман - это тот же Брахман, такой же великий и
непостижимый. Яджнявалкье говорил, что Атман не рожден, а существует извечно.
Будучи тождественен Брахману, он предстает как вселенский правитель. "Он -
властитель всего, он повелитель существ, он хранитель существ... - писал
Яджнявалкья. - Знающий это сам становится Брахманом".
Конечная цель любого мудреца состоит в слиянии с Брахманом. Но как Достичь
этого
состояния? Яджнявалкье учил, что душа постоянно переходит из одной телесной
оболочки в другую, следуя карме - закону о посмертном
42
100 ВЕЛИКИХ ПРОРОКОВ И ВЕРОУЧИТЕЛЕЙ
|
|