|
"Вместилища": "Вместилище истинного", "Вместилище сокровенного" и "Вместилище
духовного". Каждое "Вместилище" было разделено на 12 разделов Эти разделы
носили
названия: основные письмена; духовные формулы; генеалогии и описания; заповеди
и
предписания; правила этикета и т.п. Они охватывали всю духовную и повседневную
жизнь даоса. Однако этот канон не исчерпал всех сочинений. В VI в. к нему было
добавлено четыре приложения (фу). В дальнейшем канон расширялся и пополнялся и
принял свой современный вид только в 1445 г. при династии Мин. Это издание было
осуществлено под руководством 43-го патриарха школы "Небесных наставников" Чжан
Юйчу и с него делались все позднейшие переиздания Дао цзана. (К этому времени
он
включал в себя 1432 произведения. В 1607 г. 50-й патриарх школы Небесных
наставников Чжан Госян дополнил его еще 56 сочинениями, так что в настоящее
время канон включает в себя 1488 произведений.)
Впрочем, последователи учения "Небесных наставников" в настоящее время не
единственная и даже не самая многочисленная даосская церковь. Большая часть
современных даосских школ восходит к секте "Учение Совершенной Истины" ("Цюань
чжэнь цзяо"), основанной в XII в. проповедником Ван Чунъяном.
ИНДИЯ
Яджнявалкья
Самая ранняя из известных нам религиозных систем Индии была создана
переселившимися на полуостров белокожими арийскими племенами. Их проникновение
в
Пенджаб началось в XIII в. до Р.Х. В следующие четыре столетия арии расселились
в долине Ганга, вытеснив на юг страны чернокожих аборигенов-дравидов. Пришельцы
были пастухами. Они не имели больших городов, не строили дворцов и храмов, не
носили изысканных одежд. У них не было ни идолов, ни жрецов Дым костров и лай
собак, походные хижины и мычание стад - таков был обычный фон их простого,
почти
первобытного уклада жизни. Арии имели тягу к мечтательности, сладостным грезам,
созерцанию и научились погружаться в фантастические миры, созданные
воображением. Развитие их миросозерцания проходило по сложному и запутанному
пути. Самый ранний этап его отмечен грандиозным собранием религиозных текстов,
которое получило название Веды.
Индусы и до настоящего времени считают Веды своим священным писанием.
Складывался этот цикл на протяжении 1000 лет, примерно с 1500 до 500 г. До Р.Х.
Древнейшую часть Вед составляют четыре священные книги: Ригведа, Самаведа,
Яджурведа и Атхарваведа. Ригведа - Веда гимнов - самая ранняя из них. Гимны, а
их более тысячи, различны по величине и стихотворным
40
100 ВЕЛИКИХ ПРОРОКОВ И ВЕРОУЧИТЕЛЕЙ
размерам. Их создатели прославляют богов, а также обращаются к ним с просьбами
о
даровании побед над врагами, жизненных благ и благополучия. В том виде, в каком
она дошла до нас, эта книга, по-видимому, сущесровала уже в конце II
тысячелетия
до Р.Х., причем большинство содержащих^ в ней религиозных гимнов сложились еще
ранее. Три других сборника имеют другое содержание: Самаведа - это Веда
песнопений, Яджурведа - Веда жертвенных формул, Атхарваведа - Веда магических
формул. Религию, основанную на этих священных текстах, принято называть
ведической.
Многими своими чертами религиозные представления древних индусов были схожи с
египетскими или греческими. Арии обожествляли явления природы, наделяя божества
человеческим обликом. Боги, какими они представлены в Ведах, имеют все
человеческие желания и прихоти. Они едят и пьют, живут в небесных дворцах,
носят
роскошные одежды, оружие, ездят на колесницах. Их развлекают небесные
танцовщицы
и музыканты. Боги имеют жен-богинь, которые рожают им детей и сами были рождены
как люди. Всего в Ригведе упомянуто около 3000 богов. Древнейшие из них - мать
богов Адити, бог неба Дьяус и богиня земли Притхиви - в период, когда
складывалась Ригведа, уже не были самыми почитаемыми. Их затмили три других
божества - бог огня Агни, бог грозы Индра и бог солнца Сурья. За всеми
проявлениями бытия арии видели божественную силу и готовы были преклоняться
перед ней. Создателями Вселенной также считались боги (в разных мифах роль
творца мира приписывалась разным богам, но в поздних Ведах эта роль отводилась
Праджапати). Он создал ее из частей тела принесенного в жертву титана Пуруши.
Но
|
|