|
сил, результат взаимодействия мужского и женского начал. Макрокосм (окружающая
нас Вселенная) и микрокосм человека находятся между собой в тесной связи и во
многом подобны друг другу. А поскольку макрокосм является вечным, то вечным
должен быть и микрокосм, то есть тело человека. То что на самом деле человек
смертен, объясняется только тем, что он "отступился от Дао". Если же связь с
Дао
будет восстановлена, человек станет полным подобием космоса и обретет
бессмертие.
Стремящийся к достижению бессмертия должен постараться создать для всех духов
тела (их 36 тысяч) такие условия, чтобы они не пожелали его покинуть. Еще лучше
- специальными средствами усилить их позиции, дабы они стали преобладающим
элементом тела, вследствие чего тело дематериализуется и человек становится
бессмертным. Но как достичь этого? Прежде всего Даосы предлагали ограничение в
еде. Ищущий бессмертия должен был вначале отказаться от мяса и вина, а потом
вообще от любой грубой и пряной пищи (поскольку духи не выносят запаха крови и
вообще никаких резких запахов), затем от овощей и зерна, которые все же
укрепляют материальное начало в организме. Следовало научиться обходиться
совсем
немногим - легким фруктовым суфле, пилюлями и специальными снадобьями, которые
38____________100 ВЕЛИКИХ ПРОРОКОВ И ВЕРОУЧИТЕЛЕЙ
изготовлялись по строгим рецептам, так как их состав определялся магической
силой ингредиентов. Другим важным элементом достижения бессмертия были
физические и дыхательные упражнения. Кроме того, важное значение придавалось
моральным факторам. Чтобы стать бессмертным, челов^Щол-жен был совершить 1200
добродетельных поступков, при этом даже один безнравственный поступок сводил
все
на нет. На завершающем этапе должно было произойти слияние дематериализованного
организма с великим Дао. Сам акт перевоплощения почитался настолько священным и
таинственным, что никто не мог его зафиксировать.
Эти представления в том или ином виде существовали до Чжан Даолина, но
достижение бессмертия являлось тогда индивидуальным делом отдельных мудрецов,
посвятивших свою жизнь постижению Дао. В отличие от них деятельность Небесных
наставников была направлена на обретение спасения всеми членами секты, которые
должны были помогать и поддерживать на этом пути друг друга. Это позволило ей
быстро расширить число своих последователей и стать с течением времени
настоящей
даосской церковью. Когда в Китай стал проникать буддизм, даосы оказались
наиболее восприимчивыми к новому учению и многое позаимствовали из него. Со
временем сложился даосский пантеон божеств и духов. Почетное место в нем занял
сам основатель учения Лао-цзы (а также главы других религиозных доктрин -
Конфуций и Будда). В эпоху Хань возникло представление, что Дао периодически
воплощается на земле для спасения мира в виде великих пророков. (К их числу
относили прежде всего Лао-цзы, но он был не единственным таким воплощением.)
Широкое распространение получил культ святых. Любой незаурядный исторический
деятель, даже просто добродетельный чиновник, оставивший по себе хорошую память,
мог быть после смерти обожествлен и включен в пантеон. Среди важнейших божеств
числились родоначальник китайцев, легендарный император Хуанди (его
рассматривали как самое раннее из известных воплощений Дао), богиня Запада
Сиванму, первочеловек Паньгу, а также божества-категории типа Тайчу (Великое
начало) или Тайцзы (Великий предел). В честь божеств и великих героев строились
храмы, в которых ставились соответствующие идолы и собирались подношения.
Особой
категорией даосских богов были бессмертные, особенно восемь ба-сянь - самые
великие из них. Согласно верованиям даосов, эти восемь святых, обретших
бессмертие, теперь путешествуют по земле, вмешиваются в людские дела, защищая
право и справедливость.
Бурный расцвет даосизма пришелся на правление династии Тан (618-907). В эти
годы
даосское вероучение широко распространилось не только в Китае, но и в
сопредельных странах, особенно в Корее. Тогда же возникает множество даосских
монастырей. (Идея монашества проникла в даосизм из буддизма. Первоначальный
даосизм не содержал в себе никаких аскетических идей, а напротив, всячески
подчеркивал важность брака и семьи. Но постепенно стала утверждаться идея, что
целомудрие необходимо для "духовного брака" с "небесным бессмертным". Тогда
многие даосы стали покидать свои семьи и уходить в монастыри, однако институт
монашества никогда не приобрел здесь такого значения, как в буддизме.) В 1275 г.
36-й Небесный наставник Чжан Цзунъянь был официально провозглашен главой
китайской даосской церкви. Его резиденцией была объявлена гора Лунхушань в
провинции Цзянси, ставшая вместе с прилегающим районом автономным центром
даосизма (автономия сохранялась до 1947 г.).
ЯДЖНЯВАЛКЬЯ
39
В V в. в общих чертах сложился канон даосских сочинений - Дао цзан. Выдающийся
мыслитель Лу Сюцзин разделил все написанные к этому времени сочинения на три
|
|