|
алчной глобальной цивилизации могут быть разными.
АВГУСТИН
(354-430)
Аврелий Августин, причисленный к лику святых, родился в городе Тагаста
(Северная
Африка, Алжир) в семье небогатого римского чиновника. Мать, которую он горячо
любил, была христианкой.
Получив хорошее образование в риторской школе в Карфагене, дврелий увлекся
философией и... плотскими радостями. Однако вскоре у него интеллектуальные
интересы стали преобладать. С 375 года он преподавал риторику в Карфагене, а
через 8 лет - в Италии, в Медиолане (Милане). Здесь познакомился с епископом
Амвросием, изучая Новый Завет, проникся христианским мировоззрением.
В 387 году принял крещение. Вернувшись в Африку, стал священником, а с 396 года
- епископом в Гиппоне. Жил скромно, пред-почитая духовные блага, а не
материальные. Написал 93 трактата (232 книги) и около 500 писем и проповедей.
Наиболее известна его "Исповедь". Бог как исходный и конечный пункт
человеческих
суждений и действий непрестанно находится в центре внимания его философских
произведений, хотя этим далеко не исчерпывается их содержание. Например, он
полагал, что вера во многом определяется незнанием ("Будем же верить, если не
можем уразуметь"), так же кдк понятие чуда ("Чудо противно не природе, а тому,
как известна нам природа"). В своем духовном развитии он отразил важнейший
этап эволюции человечества: переход от эпохи разума и приоритета материальных
ценностей к эпохе веры и ориентации на высшие идеалы.
Наиболее сильное влияние оказал на него диалог Цицерона "Гортензий" (не
дошедший
до нас). Позже Августин стал приверженцем учения Платона и его более позднего
последователя Плотина. Следующим шагом стало увлечение манихейской ересью.
Испытал он и разрушительный скептицизм, усомнившись в том, что на свете вообще
есть высшие истины. После всех "интеллектуальных искушений" и поисков истины
пришел к христианству; его произведения вошли в золотой фонд патристики.
Одна из особенностей Августина как мыслителя - умение пристально вглядываться в
самого себя, обдумывать движения души. Это позволяло ему не просто умствовать
холодным рассудком, но мыслить со всей страстью, напряжением духовных сил, с
подлинным вдохновением.
В основе религиозной философии Августина - стремление постичь высшие истины,
первооснову Мироздания, а также самого себя. В "Монологах" он ведет разговор с
Разумом. На вопрос, что он желает знать, Августин отвечает:
- Я желаю знать Бога и душу.
- А более ничего? - спрашивает Разум.
- Решительно ничего. Казалось бы, знание
Бога - управителя и творца Вселенной объемлет все сущее, включая человека.
Однако Августин обособляет внутренний мир человека - микрокосм. Это объясняется
тем, что в учении Августина Бог наделил человека свободой воли. Внутренний мир
человека непостижимо' сложен, подобно Мирозданию. Августин писал: "Есть нечто в
человеке, чего не знает и сам дух человеческий, живущий в нем".
Августина можно считать одним из гениев самопознания. Это великое искусство
помогло ему лучше понимать и других людей, и суть фи-
24
100 ВЕЛИКИХ ГЕНИЕВ
АВГУСТИН
25
лософии, и некоторые черты окружающего мира. Он сделал следующий шаг от
античного завета "познай самого себя". Это значит - устремляйся к высшему,
преодолевай свою низменную природу ради высших благ - триединства истины, добра
и красоты, скрепленных любовью.
Его учение не было последовательным и непротиворечивым. Ведь все живое
развивается и существует именно так - в борениях, противоречиях, непостижимой
для простой логической схемы сложности Недаром сам Августин считал: "Высший
Бог... лучше познается незнанием" В то же время он был далек от восхваления
невежества. Его принцип - "верую, чтобы понимать". Однако он отдавал отчет в
ограниченности разума человека и в необходимости - за пределами знаний,
рассудка, логики - полагаться порой на чувства, интуицию, вдохновение.
Свои первые крупные сочинения ("Против академиков", "О блаженной жизни", "О
порядке") он написал, еще не приняв крещение, в результате свободных
философских
дискуссий с друзьями Академиками он называет скептиков, которые благодаря
логическим ухищрениям, софистике, отрицают саму возможность постижения истины,
доказывают бесполезность поисков ее. Опровергая такие выводы, Августин блестяще
использует оружие противников - логику. Он рассуждал так Утверждение, будто
познать истину невозможно, в корне противоречиво. Если оно справедливо, то тем
самым опровергается невозможность познания истины, ибо утверждение скептиков
будет абсолютной истиной.
Августин не был склонен бездумно повторять какие-либо авторитетные высказывания,
|
|