|
святым).
Самое замечательное у Христа не столько слова, сколько образ жизни, поступки,
просветленность ума и чувств Учителя. Единство слов, мыслей и дел, пронизанных
любовью к людям, - вот на чем основано его учение.
Он проповедовал непротивление злу насилием, однако изгонял торгашей из храма и
гневно клеймил лжецов и лицемеров:
"Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей
одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их".
Один из важных заветов Христа: "Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали
люди, так поступайте и вы с ними". Он учил не собирать сокровищ земных,
материальных, а собирать богатства духовные, возвышенные, "ибо где сокровище
ваше, там будет и сердце ваше".
Христос учил, что Царство Божие - царство света и добра находится в душе
человеческой. Владеющий этим Царством истинно счастлив; "какая польза человеку,
если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?".
Из первохристиан наиболее прославлены Петр, Павел и Иоанн Богослов.
Петр (ок. 5 г. до н.э. - ок. 65 г. н.э.) - апостол, ученик Иисуса Христа.
Родился в семье рыбака в Вифоаниде (Бетоаиде) Галилейской и был наречен Симоном.
Имя Петр (по-гречески - скала, камень) дал ему Христос. Петр был главой первой
христианской общины в Иерусалиме. По преданию, Христос передал ему ключи
Царства
Небесного (обычно апостол Петр изображается с ключами). Проповедуя христианство,
Петр не избежал гонений и умер смертью мученика. Он оставил два соборных
Послания. Из его поучений:
- Кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и
уста свои от лукавых речей; уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись
к нему...
- Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучителя... И многие
последуют
их разврату, и через них путь истины будет в поношении. И из любостяжания будут
уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дрем лет.
Павел (ок. О г. - ок. 65 г.) - апостол, последователь Христа. Родился в Тарсе
(Киликия, область в Малой Азии), был наречен Сав-лом, пользовался правами
римского гражданина, хотя и был иудеем. Став ревностным фарисеем, принимал
активное участие в гонениях, борьбе против христианских общин. Однако примерно
в
33 г. через чудесное видение ему открылось его подлинное призвание: нести людям
заветы Христа. При крещении получил имя Павел. Он много путешествовал,
проповедуя христианство, обращая в новую веру язычников. Его заточили в темницу
и казнили в Риме. Он учил:
- Живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном.
- Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.
- К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к
угождению плоти, но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове
заключается: люби ближнего твоего, как самого себя.
- Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте. Все испытывайте, хорошего
держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла.
- Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. (Этот принцип, как известно, был
принят в коммунистическом учении в более строгом виде: кто не работает - тот не
ест.)
Иоанн Богослов (ок. 10 г. - ок.100 г.) - евангелист, один из двенадцати
апостолов; сын рыбака из Галилеи. Он был свидетелем последних лет земной жизни
Иисуса и, презрев опасность, присутствовал при распятии Учителя. В последующие
десятилетия Иоанн, несмотря на преследования, проповедовал христианство и
написал четвертое Евангелие, три соборных Послания и Откровение (Апокалипсис).
Из его высказываний:
100 ВЕЛИКИХ ГЕНИЕВ
АВГУСТИН
23
- В Начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
- Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь.
- Бога никто не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в дас пребывает, и
любовь Его совершенна есть в нас.
- Всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего.
В Апокалипсисе дано пророчество о конце света. Оно находится в прямом
противоречии с идеей непрерывного прогресса, ставшей популярной с эпохи
Просвещения. Действительно, технические свержения человечества грандиозны. Но
это сопровождается необычайным уроном для земной природы, деградацией биосферы
и, судя по многим признакам, человеческой личности. Вовсе не исключено, что
сбудется грозное пророчество Иоанна Богослова, хотя варианты трагического
финала
|
|