|
пусть даже освященные именами библейских пророков "Вера в авторитет, - писал он,
- весьма сокращает дело и не требует большого труда", она необходима "для
пользы
простейших, .. более тупоумных или занятых житейскими заботами", "если они
слишком ленивы, или привязаны к иным занятиям, или уже неспособны к науке,
пусть
они верят".
По его мнению, у человека есть настоятельная потребность в понимании бытия.
"Душа питается не чем иным, как разумением вещей и знанием" Впрочем, все это он
написал в своих ранних сочинениях. Но ведь человек, тем более мудрый и честный,
никогда не отрекается от самого себя, собственных убеждений и всерьез
продуманных идей. Хотя конечно же он способен пойти дальше в интеллектуальных
исканиях и открытиях.
Свой путь самопознания Аврелий Августин представил в "Исповеди", а религиозную
философию - в трактатах "О Троице", "Монологи", "О граде Божьем". Его
рассуждения свободно переходили от одного предмета к другому. В частности, он
превосходно
разработал проблему времени. Августин писал: "Правильно не называть времена -
прошедшее, будущее, настоящее,, а говорить так: "настоящее прошедшего",
"настоящее настоящего" и "настоящее будущего". Некие три времени эти я не увижу
нигде в другом месте, кроме как в душе".
Проблемой теодицеи Августин также успешно занимался - чтобы снять всякую
ответственность Творца за зло, присутствующее в мире По мнению Августина, Бог
олицетворяет совершенство, добро и порядок; Его идеи великолепны, однако,
воплощенные в материальные формы, могут иметь некоторые изъяны. В отличие от
Бога люди, наделенные свободой воли, нередко являются носителями зла, за
которое
ответственны именно они сами.
Являясь свидетелем крушения Римской империи, он отвергал обвинения против
христиан за подрыв ее религиозных основ и возлагал вину на духовную деградацию
ее граждан, их погоню за низменными удовольствиями. "Когда человек живет по
человеку, а не по Богу, он подобен дьяволу", - утверждал Августин. Вот почему
заслуженная кара постигает нечестивцев.
Августин предполагал постоянное противостояние "двух градов" - небесного и
земного, возвышенного и низменного, светлого и темного, божественного и
сатанинского. Люди, имея свободу выбора, устремляются к Богу или к дьяволу Но
все это свершается в мире, осененном Божьей благодатью.
Получается логическая нелепость: добро и зло, противоположные по своей природе,
объединяются в добре. Августин признавал нарушение правил логических
умозаключений в таком тезисе, но утверждал, что в реальной жизни подобные
противоречия естественны; законы формальной логики не абсолютны и порой
опровергаются жизнью. (В науке XX века утвердился аналогичный принцип
"дополнительности", предполагающий возможность совмещать в одном явлении два
взаимоисключающих начала, например в микромире фотон имеет свойства и волны, и
частицы.)
Признавая приоритет воли и веры перед знанием и рассудком, он стремился
преодолеть их кажущуюся несовместимость- "Разумей, чтобы мог верить; верь,
чтобы
разуметь". Однако подлинное познание невозможно без озарения, ибо только тогда
открывается нечто возвышенное, превышающее силы человеческого разума,
приобщающее к божественным истинам.
Мировоззрение Августина, достигшего зрелого возраста, было пронизано идеей Бога.
Философии отводилась подсобная роль - Церковь Христова признавалась
олицетворением града небесного, тогда как государство - земного. Праведники,
стремящиеся жить по Богу, противопоставлялись грешникам, живущим "по человеку",
а значит, ввергаемым в сатанизм.
26
100 ВЕЛИКИХ ГЕНИЕВ
Нетрудно заметить, что в некоторых его воззрениях зло активно противостоит
добру, а во Вселенной, сотворенной всеблагим, всемогущим, всеведущим Богом,
имеются земные владения дьявола. Такое разделение, по мнению В. Виндельбанда и
некоторых других философов, свидетельствует о том, что Августин не вполне
отрешился от своей юношеской наклонности к манихейству.
Дело, пожалуй, не в такой странной для зрелого и самобытного мыслителя
ученической привязанности к некой концепции. Несравненно существенней честность,
искренность духовных исканий Августина. Он не мог отступиться от истины только
потому, что она не укладывается в прокрустово ложе умозрительной схемы.
Когда мы рассматриваем интеллектуальные достижения великого мыслителя, следует
учитывать весь его духовный опыт, все творения, а не только самые поздние или
непротиворечивые. Нередко именно противоречия подчеркивают творческий характер
исканий, а ранние сочинения наиболее ярко отражают романтику поисков.
|
|