|
важная черта - приоритет духовных потребностей перед материальными. Только при
таком условии возможно гармоничное сосуществование человека с окружающими
людьми
и с природой.
Два с половиной тысячелетия назад индийское общество, испытывавшее социальный,
экономический и духовный кризисы, смогло их преодолеть во многом благодаря
широкому распространению буддизма. А ныне в Индии на сравнительно небольшой
территории
КОНФУЦИЙ
15
живет миллиард человек! Эта страна неагрессивна в отличие, скажем, от США, где
жители озабочены почти исключительно материальным благосостоянием.
...Сравнительно недавно появилась на Западе и обрела популярность бредовая идея
"золотого миллиарда", который должен в будущем существовать в биосфере. И тогда
возникает вопрос: какие люди войдут в это число? Если в среднем такие, как в
Китае или Индии, то на Земле вполне смогут сосуществовать и 10 и 20 миллиардов
-
природных ресурсов для них хватит.
Но если представить себе этот "золотой миллиард" состоящим из богатых (и не
очень) обывателей-буржуа типа обеспеченного американца, то они - об этом
говорят
подсчеты - быстро осквернят биосферу, перегрызутся за оставшиеся богатства,
выродятся и вымрут. Ведь средний американец тратит природных ресурсов и
производит отходов примерно в тысячу раз больше, чем индиец!
Будущее жизни на Земле и рода человеческого зависит от качества людей, их
потребностей и устремлений. И счастье каждого человека тоже зависит прежде
всего
от его внутреннего духовного мира (об этом позже возвестит Иисус Христос).
Понимание и утверждение этих истин - гениальное откровение Будды. Оно оказалось
справедливым на все времена. С одной оговоркой: если человечество будет
достойно
дальнейшего пребывания в этом мире, который оно само делает чудовищным и
безнадежным.
Современный человек Запада озабочен главной проблемой: как сделать свою жизнь
комфортной, благообильной, счастливой (словно материальные ценности способны
удовлетворить духовные потребности). Однако со времен Будды для людей, не
лишенных здравого смысла и мудрости, стало ясно: надо быть достойным счастья, -
вот к чему следует стремиться. Мысль эту много позже повторил Иммануил Кант,
хотя она, к сожалению, так и не вошла в массовое сознание.
КОНФУЦИЙ
(551-479 ДО Н.Э.)
Родился он на востоке Китая в княжестве Лу в знатной, но обедневшей семье. Отец
был храбрым офицером. Ко времени рождения этого последнего сына ему было 70 лет,
а через два года он умер. Семья бедствовала, и Конфуций рано стал трудиться,
осваивая разные ремесла.
Был он крепок телом и высок. Отличался любознательностью и трудолюбием. В
молодости получил должность надзирателя амбаров
16
100 ВЕЛИКИХ ГЕНИЕВ
и государственных земель. К нему часто обращались за советами. Постепенно он
превращался в учителя, в частности, обучая музыке. Имя, данное ему при рождении,
- Кун Цю, благодарные ученики переиначили на Кун Фуц-зы, что значит "Почтенный
учитель Кун". (В Европе утвердилась латинизированная форма - Конфуций.)
Он путешествовал по Китаю и благодаря своим обширным знаниям пользовался
уважением. Вернувшись на родину, Конфуций уже в зрелом возрасте был назначен
наместником города, а затем стал верховным судьей княжества
Несмотря на то что дела его шли успешно, он ушел в отставку и отправился в
странствия вновь. У него было, согласно преданию, 3 тысячи учеников, из которых
12 находились при нем постоянно. Порой ему угрожала смертельная опасность, но
он
никогда не терял мужества и спокойствия. Последние свои годы провел на родине и
умер под сенью деревьев на берегу тихой речки. Записок он не оставил.
Некоторые изречения Конфуция:
- Чего не желаешь себе, того не делай другим.
- Благородный муж думает о долге, а мелкий человек о выгоде.
- Своим примером побуждай людей трудиться.
- Если платить добром за зло, чем же тогда платить за добро9
- Все течет, как вода Время бежит, не останавливаясь.
Конфуций был прежде всего реалистом и моралистом. Рациональную организацию
общества он видел в сохранении традиций: "Если не соблюдать издревле
|
|