|
установленных обрядов или тем более отменить их, то все перемешается и наступит
разлад". Сам он воспринимал обряды не как средство умилостивить богов, а как
элемент самодисциплины и порядка.
Принадлежа к правящему социальному слою, Конфуций не ограничивался узкими
классовыми интересами (иначе конфуцианство не стало бы религиозным учением). Он
полагал, что народ не следует держать в невежестве, властвовать над ним обманом,
лживыми посулами "Если приближать прямодушных людей и ставить их выше лукавых
людей, то простолюдины будут послушны".
По его словам, в стране может быть недостаток в военном снаряжении,
продовольствии - эти беды поправимы. "Но если в народе будет недостаток веры в
правителя и его приближенных, то государство не может быть устойчивым".
Идеал человека для него - не отшельник или пророк, а просвещенный мудрец и
честный труженик. На вопрос ученика, как надо служить духам, Конфуций ответил:
"Мы не умеем служить людям, как же можем служить духам?" Сходно ответил он на
вопрос о посмертном существовании человека: "Мы не знаем, что такое жизнь, как
же можем мы знать, что такое смерть?" Признание незнания - важная особенность
мыслителя.
КОНФУЦИЙ
17
Из ключевых положений конфуцианства, кроме гуманизма, честности, порядка и
уважения к традициям, надо отметить "выпрямление имен" и выполнение своего
долга. Странно звучащий призыв к "выпрямлению имен" имеет в виду точность
формулировок и наименований (терминов), желание и умение называть вещи своими
именами, высказываясь без лукавства и кривотолков.
Еще одна отличительная черта учения Конфуция - требование высшей почтительности
детей к родителям, святость семейных отношений. Семья выступает малым подобием
государства, в котором безраздельно правит обожествляемый монарх-отец, владыка
Поднебесной империи. Но при всей деспотичности его власти есть в мире более
высокая и могучая сила - Небо Это - наивысшая власть, высший судия (Мировой
Порядок, Разум Вселенной, Космос). Перед ним должен трепетать и сам император.
Если он повинен перед Небом, принимает несправедливые решения, лжет, совершает
злодеяния, тогда происходят в стране стихийные бедствия (ниспосланные свыше), а
народ имеет право восстать и свергнуть или убить такого правителя. Как учил
последователь Конфуция Мэн-цзы, это было бы убийством негодяя и злодея, а не
монарха.
У большинства народов религиозные заповеди утверждались от имени всемогущего
Бога. В Китае эта роль была отведена Мировому Порядку. Обоснование такого
принципа было простым и убедительным: раз прежде сохранялись семья и
государство
благодаря существующим традициям, то следует продолжать жить по тем же
принципам
("от добра добра не ищут", как говорят в России).
Нравственность без санкции Бога, основанная на разумных началах, без ссылок на
заповеди, данные свыше, - такова общая черта конфуцианства и буддизма. В этом
смысле они могут считаться атеистическими религиозными системами (точнее,
философско-религиозными).
Можно ли утверждать, что Конфуций и Будда были одарены какими-то
сверхчеловеческими способностями?
18
100 ВЕЛИКИХ ГЕНИЕВ
Безусловно, они были мудрыми, честными, добрыми, проницательными. Но разве это
какие-то особенные качества?
Главное даже не столько личности этих безусловно выдающихся людей, сколько их
последователи. Многие древние китайцы и индийцы восприняли учения Конфуция и
Будды не потому, что поверили в их близость к Богу или боговдохновенность.
Достаточно было убедиться в нравственных достоинствах учителей и верности их
мыслей. Это не было похоже на слепую веру, подкрепленную авторитетом
всемогущего
существа и страхом наказания свыше. Складывается впечатление, что народы
Древнего Китая и Индии во многом полагались на здравый смысл, выбирая ту или
иную веру. Хотя у них сохранялись традиционные суеверия и предрассудки,
например
гадания.
Такое сочетание рационализма и мистики может показаться странным, хотя оно
вполне оправдано. Там, где есть возможность что-то понять, осмыслить, выяснить,
надо опираться на разум. Но в некоторых случаях нет возможности разобраться в
ситуации, предвидеть то, что произойдет. Тут уже приходится полагаться на
гадания, интуицию. Самое главное, умело и вовремя использовать эти два способа.
А то частенько бывает, что вместо продуманного решения и опоры на знания
человек
обращается к гороскопам, приметам, гаданиям, впадая в самые нелепые
предрассудки
и попадая в глупейшие ситуации.
|
|