|
усиливалась эрозия земель. Все это не содействовало устойчивости традиционных
верований. Люди нуждались в Учителе, слова и пример которого помогли бы
ориентироваться в изменчивой - главным образом к худшему- жизни.
Видный русский востоковед Ф.И. Щербатский так охарактеризовал основы буддизма:
"Мироздание без бога, психология без души, вечность элементов материи и духа,
причинность, наследственность,
БУДДА
13
жизненный процесс вместо бытия вещей, отрицание частной собственности и
национальной ограниченности, всеобщее братство людей, движение к
совершенствованию".
Отсутствуют в буддизме идеи Бога Творца и владыки Вселенной, особой области
духа, возможности чуда, преодолевающего законы материального мира. Вполне
обосновано мнение В.Н. Торо-пова: "Будду не интересовали метафизические
спекуляции, он уклонялся от дискуссий на тему об абсолютном, о Боге, о душе и
не
столько потому, что он считал эти темы недостойными или не знал, как ответить,
сколько из-за того, что цель его была сугубо практическая - помочь избавиться
от
страданий". Добавим: а также счастливо прожить, насколько это возможно.
В то же время он отдавал отчет в том, что человек призван жить не только для
созерцания, но и для деятельности: "Если что-либо должно быть сделано, - делай,
совершая с твердостью. Ибо расслабленный странник только больше поднимает пыли".
Или: "Несделанное лучше плохо сделанного; ведь плохо сделанное потом мучит. Но
лучше сделанного - хорошо сделанное, ибо, сделав его, не испытываешь сожаления".
Высокие нравственные ориентиры, о которых поведал Будда, предназначались для
каждого человека вне его кастовой принадлежности. Это содействовало широкому
распространению буддизма, быстро обретавшего черты религиозного учения. Будда
почитался как божество, его жизнь и деяния расцвечивались домыслами, волшебными
сказками. Возникла легендарная биография Учителя, где он представлен
волшебником, чудотворцем. В народном сознании - тем более в древности - величие
человека проявлялось не только в мудрости и достойной жизни, но и в
сверхъестественных возможностях, недоступных "обычным" людям.
Однако Будда не выделял особенных, отмеченных нео-
14
100 ВЕЛИКИХ ГЕНИЕВ
бычайными талантами гениев. Жрецов, святых, брахманов он не считал избранными
по
рождению, по принадлежности к высшей касте: "Брахманом становятся не из-за
спутанных волос, родословной или рождения. В ком истина и дхамма, тот счастлив
и
тот брахман". (По-видимому, в данном контексте дхамма означает "добро",
"добродетель".)
Одно уз поучений Будды предвосхищает центральное положение Нагорной проповеди
Иисуса Христа: "Ибо никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью,
но
отсутствием ненависти прекращается она. Вот извечная дхамма".
Буддизм чаще всего отождествляют с отрешенностью от мирской суеты, активной
деятельности. Отчасти это верно. Будда постоянно повторял, что большинство бед
проистекает от устремленности к земным материальным благам, к богатству и
плотским наслаждениям. "Возбужденные страстью попадают в подток, - учил он, -
как паук в сотканную им самим паутину. Мудрые же, уничтожив поток, отказавшись
от всех зол, странствуют без желанья".
Состояние нирваны он не отождествлял толь'ко с небытием. Оно - спокойствие души,
отрешенной от жизненных волнений: "Если ты успокоился, подобно разбитому гонгу,
ты достиг нирваны: нет в тебе раздражения". Короче говоря, принимай жизнь такой,
какая она есть, и не суетись понапрасну.
Каждый человек вынужден пребывать в этом мире, не надеясь на освобождение от
него даже после смерти. Как мертвое тело, разлагаясь, дает жизнь другим
существам, принимая участие в вечном круговороте, так и духовной субстанции
суждено совершать новые.и новые воплощения. В зависимости от качества души они
могут быть ужасными или счастливыми. Высшая награда для человека - выйти из
этой
череды превращений, удостоиться вечного покоя небытия.
Для этого надо отрешиться от желаний и перейти в нирвану. К ней ведут
"праведная
вера, праведная решимость, праведные слова, праведные дела, праведный образ
жизни, праведные стремления, праведные помыслы, праведное созерцание".
Одна из характернейших черт буддизма - этика благоговения перед жизнью, любовь
ко всему живому (а не только к ближнему своему). Этот нравственный закон
утверждает величие мироздания, малой частью которого является человек. Другая
|
|