|
ровок, а по вечерам, как только лунные блики начинали играть на гладкой
поверхности вод, на отмель выходила девушка по имени Сома - пре
красная дочь змея Нага, царя вод. Однажды ее увидел принц, изгнанный
отцом из родной страны. Увидел и сразу полюбил - с первого взгляда.
Водяной царь не стал противиться счастью молодых, он даже не
заставил жениха лезть в морскую пучину. Царь Наг просто выпил
КОРОЛЕВСКИЙ ГОРОД АНГКОР-ТХОМ 123
воду, покрывавшую страну, и подарил юному принцу царство, которое
назвал Камбоджей.
А еще мудрый змей оставил им Великое озеро в середине страны,
наполнив его рыбой, и могучую реку Меконг - "Мать вод". С тех пор
морской царь Наг стал символом Меконга, символом воды - вечной
жизни. Его изображения встречаются на фронтонах древних храмов и
на террасах дворцов.
К началу VIII века Камбоджа была разделена на пять княжеств,
что и облегчило ее завоевание правителями Явы Однако власть
новых правителей продолжалась недолго В 802 году власть в стране
взял в свои руки Джаяварман II, который провозгласил независи
мость Кхмерской державы, культ бога-царя и начал строить город
Ангкор - религиозный центр страны.
По мере экономического роста государства росло и могущество
кхмерских королей, все пышнее становились постройки в Ангкоре.
Окончательно выстроил Ангкор-Тхом в XII веке король Джаявар
ман VII, и в годы своего расцвета город был очень красив. Он
занимал огромную территорию в 900 гектаров, каждая из окружав
ших его стен тянулась почти на три километра. Португальский хро нист
Диего де Куго, много повидавший на своем веку, так писал об
Ангкор-Тхом: "Самый красивый, самый благоустроенный, самый
чистый город на всем земном шаре".
Наиболее известны в Камбодже храмовые комплексы Ангкор Ват
и Байон, увенчанные диковинными башнями, опоясанные бес конечно
длинными галереями, украшенные искусными барельефа ми и
многочисленными скульптурами. Сами кхмеры, потрясенные
творениями своих рук, сочинили легенды о происхождении этих
храмов и поверили в них. Ведь для поэтических преданий камбод
жийского народа характерно полное отсутствие границ между реаль
ностью и самым фантастическим вымыслом.
Дворец короля строили из дерева. Это был недолговечный мате риал,
и сейчас от королевского жилища не сохранилось ничего. Только
в воображении мы можем представить королевский город с его вы
сокими стенами из темно-красного латерита, рвами, пятью мону
ментальными воротами, диковинной красоты храмом Байон - "Зо лотой башней",
которая стояла в центре всего дворцового ансамбля,
и Бапхуоном - "Медной башней", располагавшейся к северу от Ко
ролевской площади.
Судить об Ангкор-Тхом мы можем еще по воспоминаниям ки
тайского путешественника Чжоу Да-гуаня, который посетил коро
левский город в XIII веке.
124 100 ВЕЛИКИХ ДВОРЦОВ МИРА
Ансамбль королевского дворца состоял из павильонов и зданий,
крытых черепицей зеленого или золотистого цвета. Вокруг дворца
шла высокая стена, и над всем этим великолепием возвышалась
башня, на вершине которой отбивал время гонг.
Здания дворцового ансамбля группировались по кварталам: апар
таменты короля, королевской семьи, министров, высших духовных
сановников, приемные покои, гаремы'. Все они были одноэтажны ми
и возводились без фундамента - или прямо на земле, или стояли
на сваях.
Единственная часть королевского дворца, куда допускался про
стой народ, - это приемные залы, отличавшиеся неслыханной роско шью.
Крыши их были покрыты позолоченной черепицей, ярко свер кавшей на
солнце: внутренние перегородки, сделанные из ценных
пород деревьев, были украшены изящными скульптурами, бронзой,
зеркалами и парчой. Резные деревянные колонны - консоли, на ко
торые опирались покрытые богатой резьбой потолочные балки, сверх
того были еще инкрустированы золотом и драгоценностями.
|
|