|
В глубине громадного зала, перед одним из окон, на возвыше нии
стоял королевский трон из золота и дерева драгоценной поро ды.
Восседая на нем, камбоджийский король принимал придвор ных, а
иногда показывался и своим подданным.
Чжоу Да-гуань описал и облачение камбоджийского короля.
"Только один король может носить одежду из узорчатых тканей. На
голове у него золотая диадема. В иных случаях диадемы нет, и тогда
волосы его убраны пахучими цветами, похожими на жасмин". Шею
короля украшали ожерелья из больших жемчужин; запястья, ло
дыжки и пальцы его Божественного Величества были украшены
браслетами и перстнями. Ноги, однако, были босы, подошвы ног и
ладони рук выкрашены каким-то красным лекарственным снадобь
ем2. Во время торжественных выходов король держал в руке золо
той меч.
Опочивальня камбоджийского правителя была устроена в "Золо той
башне", то есть храме Байон. Он построен в виде ступенчатой
пирамиды, а его внутренняя галерея сделана в виде прямоугольника,
все пространство которого занято круглой платформой. Платформа
эта служит основанием для центрального здания диаметром в 25 мет
' Примерно такая же планировка встречается и в современном коро
левском дворце в Пномпене
2 Краска, о которой говорит китайский путешественник, - это экст
ракт сандалового дерева Он и сейчас находит в Камбодже то же приме нение,
но теперь уже не только у одной знати, но и у простого народа.
КОРОЛЕВСКИЙ ГОРОД АНГКОР-ТХОМ
125
ров. Храм обнесен каменными стенами, четверо ворот в этих стенах
выходят на четыре стороны света, а пятые открывают путь к царс
кому дворцу.
Китайский путешественник сообщает, например, и такие под
робности: "Всем известно, что в башне живет душа девятиглавой
змеи, властительницы земли и всего королевства. Каждую ночь она
принимает облик женщины, и правитель восходит к ней на ложе, а
уж потом покидает башню и может идти к своим женам. Если ког
да-нибудь змея не появится, это означает, что пришло время смерти
короля. А если король хоть один раз не поднимется на башню,
случится несчастье".
Храм Байон, как писал французский путешественник Анри Муо,
"излучает какое-то колдовское обаяние, и никто не может избежать
его мистического очарования. Оно везде: в развалинах башен, в ла
биринтах дворцов и террас, в аллеях с их таинственным полумра ком, в
скульптурах и великанах из камня и в мощи вызываемых
ими образов".
К "Залу приемов" в Ангкор-Тхом примыкало помещение, в ко
тором несли караул вооруженные саблями и копьями стражники.
Их щиты и шлемы были украшены изображениями самых фантас
тических животных. Стража охраняла вход в первый двор, куда
имели доступ лишь офицеры и высшие королевские чиновники:
министры, члены суда, должностные лица, смотрители ворот и войск,
начальники королевских складов и служители, ведавшие королевс
кими слонами. Внутри первого двора тоже размещалась караульная
стража. А так как здесь всегда было довольно много народа, то во
избежание несчастных случаев на копья солдат надевали шарики.
Второй двор, следовавший прямо за первым, представлял собой
прекрасный парк, в который выходили комнаты, где король прини
мал принцев, важных министров, первосвященников и жреца коро
левской линги.
Не оставался король без охраны и в собственных апартаментах,
где его охраняли амазонки. Они разрешали входить в королевские
покои только женщинам, принадлежавшим к королевскому дому,
узнавая их по особой прическе. Кроме супруги-королевы, первой
жены, у короля было много наложниц из знатных семей - часто это
были дочери властителей других государств. Чжоу Да-гуань сообща
ет, что "тысяча молодых принцесс, каждая из которых подобна бо гине
красоты, находится в распоряжении короля. Они различаются
национальными костюмами и прическами, сделанными так, как это
принято у них на родине, но всех их объединяет страстная любовь к
|
|