|
жизнь гранадских султанов, и это обстоятельство придавало ему бо
лее камерный, интимный характер.
Здание дворца-сада целиком относится ко второй половине
XIV века. В центре небольшого открытого дворика располагается фон
тан, окруженный фигурами 12 львов, которые позднее и дали назва
АЛЬГАМБРА- МАВРИТАНСКИЙ ЗАМОК...
119
ние всему двору. Львы изваяны из какого-то особенного полудраго
ценного мрамора и расставлены, как лучи звезды.
Эти архаичные изваяния были принесены сюда из старого двор ца в
Альбайсине. Число львов не случайно. Согласно легенде, 12 львов
поддерживали трон царя Соломона. Об этом султану Мухаммеду
аль-Гани рассказал его визирь ибн-Нагрелла, еврей по происхожде
нию. Он же и посоветовал султану украсить фонтан фигурами львов.
Дотошные исследователи относят и эту историю к легендам, так как
львы у фонтана появились якобы только в XVI веке - уже после
падения Гранады.
Но как бы там ни спорили историки и искусствоведы, в одном
они сходятся: в Львином дворике живет сама тишина, нарушаемая
только журчанием водяных струй, к узорам которых добавляются
узоры орнамента.
Вода, которая в изобилии поступала с горных склонов Сьерра
Невады, наполняла ручьи, сады, фонтаны Альгамбры и была той
земной стихией, которую больше всего ценили мавры. Для арабс
ких зданий фонтаны, ручьи и водопады являются не менее харак терными,
чем колонны для греческих. Не случайно на фонтане в
Львином дворике сохранилась надпись: "Смотри на воду и смотри
на водоем, и ты не сможешь решить, спокойна ли вода или струит
ся мрамор".
Мраморная чаша фонтана украшена и другими выдержками из
поэм ибн-Зумрука, например, такой: "Это - сад, в нем постройки
так прекрасны, что богом не разрешена существовать другая красота,
могущая с ними сравниться".
На западной стороне Львиного дворика располагается "Зал ста
лактитов", названный так из-за кружевного убранства своего потол ка. К
сожалению, потолок этот погиб в конце XVI века во время
пожара и в 1614 году он был заменен эллипсовидным покрытием.
На северной стороне Львиного дворика располагается обширный
"Зал двух сестер". В нем томились две сестры-христианки, умершие
от тоски по разлученным с ними возлюбленным. Этот квадратный
зал принадлежит к числу самых совершенных зданий Альгамбры.
Он отличается великолепным орнаментальным убранством, в кото
ром арабские мастера искусно обыграли холодный блеск изразцов,
теплоту и благородство дерева и пластичность матового стука.
"Зал двух сестер" обещает много утешений для глаз посетителя,
любой мечтатель найдет в его украшении новые для себя фантазии.
Лепные украшения этого зала, напоминающие сталактиты, одержа ли
победу над временем и достигают здесь своего совершенства: ни
один изразец не похож на другой в этих резных сотах... Присутствие
120 100 ВЕЛИКИХ ДВОРЦОВ МИРА
красоты в "Зале двух сестер" чувствуется так сильно, будто она по
селилась здесь только вчера.
Напротив этого зала расположился "Зал Абенсерхав", куда посе
тители входят с невольным трепетом. В 1482 году, как опять же гла сит
легенда, здесь произошли кровавые убийства. Чтобы освободить
своему сыну Боабдилю путь к трону, его отец вызвал в Альгамбру
еще 36 претендентов. Их встречал в этом зале поджидавший уже па
лач и всем перерезал горло. Рассказывают, что даже и сейчас, спустя
более пяти веков, здесь иногда можно увидеть кровавые пятна.
"Радостью детей, неувядающим садом цветов и фруктов", "ис
тинным раем Магомета" называли Гранаду и Альгамбру мавританс кие поэты.
Образ рая у мусульман красочен и роскошен и, в отли чие от
христианского, пронизан всеми радостями бытия. Он пред ставляет собой
чудесный сад, в котором текут несущие прохладу
|
|