|
мавританская культура пережила свой расцвет, свой короткий "зо
лотой век".
Честь основания Альгамбры, как новой правительственной ре
зиденции мавританской династии Насридов, принадлежит ее перво му эмиру
Аль-Ахмару. На самом высоком Красном холме Гранады,
где еще с IX века существовала древняя римская крепость, он начал
в 1239 году возводить новый замок. Однако дошедшие до нашего
времени дворцовые и административные здания Альгамбры отно
сятся к XIV веку, когда в Гранаде правили просвещенные госуда ри -
Иусуф I и его сын Мухаммед I. Во многом благодаря именно
Мухаммеду I Альгамбра и сохранилась до сих пор: он совершенство
вал искусства, которые принесли славу его империи. Мухаммед I
общался с архитекторами, художниками и рабочими; он много вре
мени проводил в садах, где сам сажал деревья, редкие растения,
прекрасные кусты и самые красивые цветы. И крепкие стены Аль
гамбры не выдали никому сокровища мавританского искусства, ко
торые они укрывали.
Парадной резиденцией в Альгамбре был дворец Комарес, а ком
позиционным центром его служил знаменитый теперь на весь мир
Миртовый дворик. Название это было принято только в XVII веке,
и произошло оно от прямоугольного водоема, который занимает
большую часть двора и обсажен по своим длинным сторонам под
стриженными миртовыми деревьями. Зеркальной, поднятой почти
до уровня мраморного пола поверхности водоема принадлежит ог
ромная роль в этом дворике. Отражая в своем зыбком преломлении
золотисто-розовую башню Комарес (высота ее 45 метров), возвыша
ющуюся на северной стороне дворика, и голубое небо, водоем рас
ширяет пространство и создает ощущение простора.
В башне Комарес все пространство занимает великолепный квад
ратный Тронный зал (или "Зал послов"), в котором прямо против
входа находился трон правителей Гранады "Зал послов" был возве
ден в XIV веке и является самым обширным в Альгамбре: его разме
118 100 ВЕЛИКИХ ДВОРЦОВ МИРА
ры - 11,3х11,3х18,2 метра. На уровне пола в нем расположились
девять больших арочных окон, три из которых по центру разделены
мраморными колоннами.
Толщина стен "Зала послов" достигает трех метров, поэтому каждое
из окон образует самостоятельное, богато украшенное помещение -
типа лоджии. Окна-лоджии придают парадному залу Альгамбры по
этическую интимность, из них гранадские правители наблюдали кар
тины мирной жизни и чудесную природу Гранады.
В "Зале послов" искусные мавританские архитекторы показали
весь свой талант манипулирования светом, направляя его через за
мысловатую резьбу окон, которые раньше были закрыты цветным
стеклом. Свет падает на сверкающие стены, освещая весь зал прони
зывающим мерцающим сиянием. Мягкий свет идет не только из
нижних окон, но и из 20 верхних, забранных решетками. Выше тени
сгущаются, но даже они не могут скрыть вдохновенное создание
арабских мастеров - знаменитый наборный потолок из кедрового
дерева. Потолок окаймлен сталактитовым фризом и состоит из трех
сужающихся кверху наклонных плоскостей, в центре завершающих
ся маленьким сталактитовым куполом.
"Зал послов" является не только самым обширным, но и са
мым историческим залом Альгамбры. Правда, некоторые истори ки не до
конца уверены, что именно в нем происходили некото рые действительные
события. Например, предания утверждают,
что в этом зале королева Изабелла принимала Христофора Ко
лумба и в этом же зале султан Боабдиль сдал Гранаду католичес
ким королям Испании.
По контрасту с открытым и освещенным пространством Мирто вого
дворика затененный арочный проход к башне Комарес влечет к
себе таинственной, прохладной полутьмой. Входу в башню предше
ствует вытянутый в длину, узкий "Зал ла Барка" - "Зал Лодки".
Некоторые исследователи объясняют это название сходством роспи
си потолка зала с килем корабля. Однако испанский писатель Кар лос
Паскуаль возводит этимологию слова "барка" к арабскому "ба рака" -
"благословение, благодать", и это кажется наиболее правдо
подобным.
К дворцу Комарес тесно примыкает Львиный дворик, представ
ляющий собой тип дворцового здания-сада. Здесь протекала частная
|
|