|
приказала собрать по всей стране три миллиона килограммов сереб
ра, чтобы на эти деньги построить морской флот Китая. Но все
собранные средства императрица истратила на сооружение в новой
летней резиденции роскошных залов и беседок. И повсюду повелела
написать иероглифы "долголетие", "гуманность" и "справедливость",
надеясь этим обессмертить свое имя.
После обновления императрицей Цы Си дворцового ансамбля
парк и получил свое нынешнее название Ихэюань, которое перево
дится еще и как "Сад, творящий гармонию". Ихэюань, в котором
китайскими мастерами наиболее полно разработаны и многообразно
ИХЭЮАНЬ- САД БЕЗМЯТЕЖНОЙ РАДОСТИ 115
воплощены именно пейзажность и картинность, разворачивается пе
ред посетителями, подобно живописному свитку. Он предстает как
образ земли с чередованием на ней времен года, поэтому садоводы
разместили растения сообразно со временем их цветения. У "Пави
льона познания весны" в канун китайского Нового года цветет ди кая слива,
у "Зала магнолий" расцветают орхидеи и китайские маг нолии - признаки
наступающей весны. Пионы и лотосы символи зируют богатство летнего
цветения, а хризантемы возвещают о при ходе осени. Вечнозеленый бамбук и
сосна растут практически в каждом
ансамбле парка, так как символизируют собой стойкость, непод
вижный центр мироздания и несгибаемость сильной личности. Тем ные
кипарисы и можжевеловые деревья - это знаки памяти, кото рые
связывают сегодняшний день с прошлыми столетиями.
Интересными образцами каменной архитектуры феодального
Китая являются мосты. Особой известностью в парке Ихэюань
пользуется горбатый мост. Его высокая, красиво изогнутая арка вместе
со своим отражением в воде образует кольцо. Во всю ширину моста
расположена лестница для подъема и спуска.
Не менее изысканны в узорчатом убранстве парка Ихэюань из
вилистые дорожки, выложенные разноцветной галькой. Очень раз нообразно и
скульптурное украшение парка: это и мраморные скуль птуры, и рельефная
резьба на каменных балюстрадах, на которых
изображены драконы, фениксы и львы; а также бронзовые изваяния
четырех священных животных Поднебесной (дракон, тигр, единорог
и черепаха). Их обычно помещают в небольших двориках-садиках
среди группы камней или на особом постаменте. Все элементы архи
тектурного убранства летней резиденции китайских императоров при званы
удивлять и поражать необычностью своего художественного
воплощения, неожиданностью, странностью и радостью.
АЛЬГАМБРА- МАВРИТАНСКИЙ ЗАМОК
НА ХРИСТИАНСКОЙ ЗЕМЛЕ
"Львиный дворик." Альгамбры
В 711 году отряды арабских и берберских воинов, переправив
шись через Гибралтарский пролив, вторглись на Пиренейский полу остров. С
тех пор maurus (от греческого слова "темный") - название
одного из берберских племен северо-западной Африки - распрост
ранилось на всех мусульманских завоевателей Испании.
Зарождение мавританского искусства относится к эпохе расцвета
Кордовского халифата - обширного, мощного и процветающего го
сударства, независимость которого была в 929 году провозглашена
перед лицом остального мусульманского мира. Вскоре арабская Ис
пания превратилась в самую населенную, богатую и благоустроен ную
страну Европы. Но в XI веке Кордовский халифат распался,
АЛЬГАМБРА- МАВРИТАНСКИЙ ЗАМОК... 117
правда, это не задержало дальнейшего развития "мавританского сти
ля" в искусстве. Он только приобрел черты большего лиризма, ин тимности,
утонченной чувственности и вместе с этим еще большей
жизненной энергии.
Своей вершины мавританское искусство достигло в прославлен ном
архитектурном комплексе "Альгамбра", с которым ассоциирует ся
множество поэтических легенд о любви, воинах и рыцарстве.
Дворцовый ансамбль Альгамбры складывался в разное время и, ко
нечно, не имел первоначального общего плана, а вместе с тем он
отличается удивительным архитектурным единством. Именно здесь
|
|