|
Ваньшоушань были возведены "Храм святого благоденствия" и за
городный Летний дворец.
В планировке и художественном оформлении этого дворца-пар ка
воплотился богатый опыт многих поколений китайских архитек торов,
мастеров-садоводов и трудолюбивых резчиков по камню. Стро ители учли
все особенности как в организации крупных дворцово парковых ансамблей,
так и в гармоничном равновесии между при родными стихиями - горами,
водоемами, равнинами, нагроможде нием камней, а также между мощными
архитектурными массивами
и легкими декоративными постройками.
Важнейшими центрами пейзажного парка Ихэюань явились гора
Ваньшоушань и озеро Куньминху ("Озеро, подобное сиянию"). "Гора
долголетнего отдыха" занимает почти одну четвертую часть всей тер
ритории парка, и на ее склонах сосредоточена большая часть двор цовых
сооружений. Основная осевая линия, ведущая к вершине горы,
начинается у озера пышной аркой-пайлоу, украшенной резьбой и
росписью. Эта арка имеет пять пролетов и увенчана тремя керами
ческими крышами. От арки и восходит кверху анфилада дворцовых
и храмовых зданий.
По склону горы свободно и живописно раскинулись самые раз
нообразные сооружения, а вместе с тем эта кажущаяся свобода под чиняется
строгим канонам и правилам. Характерной чертой китайс кой архитектуры
является следование правилам особой религиозной
системы, применявшейся при выборе места для построек. В основе
этой системы лежит учение об атмосферных и вредных влияниях -
фэн-шуй (ветер - вода). Поэтому все здания в Ихэюань по тради
ционным правилам фэн-шуй строго сориентированы по сторонам
света, а их фасады обращены к югу'.
Дворцово-парковый ансамбль Ихэюань представляет собой "сады
в саду". В первом саду - "Саду благоденствия и мира" - располо
жился зал Жэньшоудянь ("Зал гуманного правления и долголетия").
' Следует помнить, что стороны света в традиционной китайской кар
тографии располагаются в зеркальном порядке: север - внизу, а юг -
вверху.
114 100 ВЕЛИКИХ ДВОРЦОВ МИРА
Перед входом в него посетителей встречают бронзовые львы, фанта
стические драконы и фениксы - символы власти и могущества быв ших
китайских императоров. В XVIII веке "Сад благоденствия и мира"
был и центром театральных представлений.
Углубляясь от этого сада на запад, тянутся павильоны, живопис
но расположившиеся на берегу озера, - "Зал магнолий", "Зал весе
лья и долголетия" и другие.
По берегу озера Куньминху, переливаясь красочным многоцве
тьем, изгибается знаменитая галерея Чонлан ("Длинная галерея").
Она протянулась вдоль извилистого берега озера на 728 метров.
Начинается "Длинная галерея" на востоке "Воротами жаждущих
увидеть Луну", а завершается на западе "Беседкой надписей на кам
не". Ярко-красные колонны галереи, сине-зеленые краски орнамен та,
украшающего резные балки, дополняются росписями с изобра жением
пейзажей города Ханчжоу и озера Сиху, жанровых сцен и
великолепной каллиграфией.
Галерея Чонлан состоит из 273 секций и разделяется четырьмя
беседками, двухъярусные крыши которых с изогнутыми краями пря
чутся в густой хвое китайских сосен. В конце "Длинной галереи", на
западном берегу озера, стоит одна из главных достопримечательнос
тей парка Ихэюань - сияющий белизной Мраморный корабль. Когда
смотришь на него издали, кажется, что корабль сейчас отчалит от
берега и поплывет по озерной глади.
В 1860 году Пекин подвергся разграблению со стороны английс
ких и французских войск, которые хотели наказать Китай за якобы
несоблюдение им договорных обязательств по отношению к их стра
нам. Иностранные войска оккупировали Пекин и стали уничтожать
дорогие сердцу каждого китайца сокровища их древней культуры -
храмы, дворцы и другие памятники. Так был почти полностью унич
тожен парк Ихэюань - летняя резиденция правителей Поднебесной.
После того как Летний дворец был сожжен англичанами, импе
ратрица Цы Си решила заново возвести его. Рассказывают, что она
|
|