|
работы, а исполнителем порекомендовал скульптора Даниэле да Воль
терра, который и сделал каменную модель. Вскоре перелили в брон зу часть
памятника - лошадь очень большого размера, намного боль ше,
чем лошадь статуи Марка Аврелия.
В Италии это стало событием, так как даже здесь не видели
такой большой скульптуры. Снятый с нее гипсовый слепок доста
вили в Фонтенбло и установили посередине Большого Нижнего двора.
Всадник на этой гипсовой лошади так никогда и не появился, а
Большой Нижний двор, украшенный этой скульптурой, переимено
вали в двор Белой Лошади. В 1580 году гипсовая лошадь распалась,
заказанный в Риме новый слепок со временем тоже пришел в негод
ность и в 1626 году был снят.
У этого двора есть еще и другое название - двор Прощания. В
апреле 1814 года Наполеон Бонапарт подписал в Фонтенбло свое
отречение от престола и 20 числа этого же месяца на дворе Белой
Лошади прощался со своей старой гвардией, чтобы отправиться на
остров Эльбу. Но не прошло и года, как на этом же дворе он делал
смотр своим преданным гренадерам, которые помогли ему триумфа
тором возвратиться в Париж.
Во дворце Фонтенбло расположился один из самых значительных
памятников французского Возрождения - Галерея Франциска I. Она
представляет собой очень длинное и довольно узкое помещение
. (64х6 метров), перекрытое коробовым сводом. Стены Галереи рас
членены на два яруса: нижний обшит деревянными резными пане лями, по
которым идут изображения герба Франции и монограммы
короля, заключенные в овалы.
Верхний ярус Галереи украшен фресками и скульптурными ре
льефами. Высокие окна, уходя в стены, образуют неглубокие ниши:
ЗАМОК-ДВОРЕЦ В ФОНТЕНБЛО
________-.^________________99
льющиеся сквозь них потоки света озаряют живопись с ее ориги
нальной оправой и скользят по золотистой поверхности дубовых
паркетов.
Галерея Франциска I стала первым помещением во Франции,
которое было украшено монументальными росписями светского ха
рактера. Все фрески до единой посвящены Франциску І - его побе дам,
мужеству и благочестию, а также его благоволению к наукам и
искусствам. А рефреном к ним звучит многократное изображение
герба Франциска І - саламандра в огне, сопровождаемая девизом
короля: "Nutrisco et extinguo" ("Питаю и уничтожаю"). Смысл этого
девиза заключался в том, что мудрый и справедливый монарх сеет
благо и добро, одновременно искореняя зло и невежество.
Четырнадцать фресок Галереи составляют единый, тонко проду
манный цикл. Центр большой стены Галереи занимает произведение
итальянского художника Ф. Приматиччо "Даная" - главная фреска
всего ансамбля. Художник искусно вписал в большой овал в задум
чивости раскинувшуюся на подушках златокудрую красавицу с ан тичным
профилем. Живопись этой фрески утопает в переливах зо лотистого цвета,
эффект которого еще больше усиливается золоче
ной рамой.
Некоторые фрески в Галерее Франциска I являются парными,
что позволило художникам показать основную идею в разных ас
пектах. Например, в ансамбле фресок "Воспитание Ахилла" и "Вене ра
наказывает Амура" зашифрована идея государственных доброде телей. В
основе всех изображений лежат сюжеты из мифологии и
произведений древних авторов, но содержание большинства из них
было зашифровано в аллегории, смысл которых во многом не рас
крыт еще и до сих пор.
Галерея Франциска I являлась соединительным коридором, ко
торый вел в один из корпусов Овального двора. Двор этот был
замкнут однообразными по архитектуре фасадами хозяйственных
построек, сжимавших собой основной корпус. Сейчас Овальный двор
закрыт для посещения, а на месте служб разместились решетчатые
ворота.
Одной из достопримечательностей Овального двора являлся
павильон Святого Луи, который впоследствии подвергся рекон
|
|