|
тинами, отделанными бархатом с золотой бахромой креслами, заме
чательными зеркалами, резными и лакированными столиками, сереб ряными
вазами и ценными скульптурами... Из всех помещений особен но выделялась
галерея, в которой было выставлено турецкое оружие и
другие военные доспехи.
С наступлением вечера во Дворце дожей и его внутренних помеще
ниях зажгли яркое освещение в честь триумфатора. А сам дож
Ф. Морозини, встав в центре Пъяцетты, бросал в толпу золотые,
серебряные и медные монеты со своим изображением.
Из "Зала Большого Совета" посетители проходят в "Зал выбо
ров" (или "Зал жребия"), который называется так потому, что во
времена Республики в нем проходило публичное баллотирование
ДВОРЕЦ ДОЖЕЙ В ВЕНЕЦИИ
79
чиновных лиц, а иногда и их осуждение. Здесь же выносились и
приговоры, но с оружием в этот зал никто входить не смел.
Массивный потолок "Зала выборов" богато украшен резьбой и
позолотой. Кроме того, в нем размещены три большие овальные
картины, два квадрата и 12 неправильных треугольников, в которых
представлены аллегорические сюжеты, написанные художником Па
дованино.
Верховный суд Венецианской республики вершился в "Зале Со
вета десяти", о котором в прежние времена венецианцы думали с
содроганием. Перед ним располагается "Зал компаса" - некогда пе
редняя "Зала Совета десяти", а заодно и инквизиции, в которой
осужденные с трепетом и ужасом ожидали приговора. Здесь же на
ходилась и всем известная "Львиная пасть", в которую опускались
сообщения и доносы.
Потолок "Зала компаса" состоит из трех огромных овалов и 12 че
тырехугольников, заполняющих углы. Этот плафон был расписан
П. Веронезе, и на первом большом овале он изобразил "Триумф
Венеции", представив ее в виде носящейся в облаках богини, окру
женной аллегорическими фигурами Славы, Силы, Богатства. Но один
из овалов в настоящее время пуст. Раньше в нем находился "Святой
Марк, окруженный святыми", но в 1797 году картина была вывезена
в Париж и выставлена в Лувре, где вызвала восторг и удивление
посетителей.
Плафон самого "Зала Совета десяти" тоже является чудом живо
писного искусства - как по орнаментам архитектора Д. Барбаро, так
и по живописным полотнам. Первое место среди них, бесспорно,
принадлежит произведениям П. Веронезе. Но из его картин на пла
фоне остались только "Старик, сидящий у ног женщины" и некото рые
другие. Лучшие полотна этого плафона - "Юнона" и "Юпитер,
громящий пороки" были сняты с потолка и вывезены. Первая из
них находится сейчас в Брюсселе, а вторая была увезена французами
и теперь тоже выставлена в Лувре.
В "Зале Совета десяти" сейчас помещены превосходно написан
ные портреты всех дожей, правивших в Венеции. Но на месте, где
должен быть портрет дожа Марино Фальери, видна только пустая
овальная рама, а под ней надпись: "Здесь место Марино Фальери,
казненного за измену".
Избранный дожем в 1354 году, М. Фальери плыл в галере из Рима в
Венецию. Когда он был уже на виду города, поднялся густой туман и
гондольер причалил к ступеням Пьяцетты между двумя гранитными
колоннами, где обычно совершались казни над преступниками. И М. Фа
80
100 ВЕЛИКИХ ДВОРЦОВ МИРА
лъери тотчас принял это обстоятельство за дурное предзнаменование.
Через семь месяцев после своего избрания дож устроил великолеп
ный праздник. Марино Фальери было уже 80 лет, но это не помешало
ему жениться на молоденькой дочери одного из своих друзей.
В числе гостей находился М. Стено, который в один из моментов
праздника пылко поцеловал жену М. Фальери. Этот поступок, изви
нительный в маскараде, совсем не понравился суровому дожу. Без
|
|