|
всяких околичностей он приказал вытолкать несчастного М. Стено.
Раздраженный обидой, нанесенной ему перед лицом возлюбленной и в
глазах всей венецианской аристократии, блуждая по комнатам двор
ца, он оказался в "Зале Совета десяти" и на дубовой спинке кресла
дожа сделал оскорбительную надпись'.
На другой день надпись эта была открыта, и влюбленного
М. Стено заключили в тюрьму. "Совет десяти", обсудив дело, принял
во внимание молодость виновного, его заслуги перед Республикой и
пламенную любовь и положил "выдержать его два месяца в темнице,
а потом на год изгнать из Венеции".
Марино Фальери пришел в бешенство от такого решения, увидев в
нем новое оскорбление. Случай свел дожа с И. Бертуччио, который
вызвался собрать множество недовольных, на содействие которых
можно было рассчитывать. Так родился бедственный заговор, цель
которого состояла в истреблении всех патрициев, которые соберутся
по звону колокола Святого Марка в "Зале Совета десяти".
Но провидение разрушило этот план, и 15 апреля 13 55 года (в са
мый день намечаемого заговора) был устроен суд над самим
М. Фальери. Дож предстал перед Советом десяти, во всем признался
и был приговорен к смертной казни.
Через два дня, ранним утром, члены "Совета десяти" отобрали у
дожа знаки его достоинства, щит с гербом М. Фальери был разбит, и
на средней площадке лестницы Гигантов Марино Фальери был обезг
лавлен.
Так поцелуй, совершенный в маскараде влюбленным юношей,
стоил жизни 80-летнему дожу могущественной Венецианской рес
публики и еще 100 заговорщикам.
Из "Зала Совета десяти" осужденные через особую секретную
лестницу следовали в самую верхнюю часть Дворца, которая назы
валась "Свинцовой кровлей", а также "Свинцами" или "Пломбами".
В анфиладах пышных зал теснились чудеса искусства, красоты и
ДВОРЕЦ ДОЖЕЙ В ВЕНЕЦИИ 81
наслаждения жизнью, а над плафонами, блещущими неудержимой
фантазией художников, в свинцовых чердаках стонали узники. В
стенах тесных коридоров до сих пор чернеют отверстия, в которые и
десятилетний ребенок, если и сможет войти, то только сгорбившись.
Затворы и железные решетки отсюда давно исчезли, но по стенам
еще и сейчас видны обгорелые остатки деревянной обшивки, кото
рая хоть как-то охраняла узников от сырости.
С величайшим богатством и тщательностью отделан "Посольс кий
зал" Дворца дожей. Кажется, что при возведении этого зала его
создатели хотели, чтобы чужестранец сразу почувствовал все могу
щество и славу Венецианской республики. Поэтому грандиозность
размеров "Посольского зала", сказочная роскошь его обстановки и
убранства из драгоценных материалов спорили с бесценностью ху
дожественных произведений. Среди последних выделяются четыре
огромные картины Я. Тинторетто: "Дож Андрей Гритри, преклонен
ный перед Святой Девой, ангелами и святыми", "Обручение Святой
Екатерины", "Святая Дева в вечной славе" и "Дож Моченичо перед
явившимся ему Спасителем".
Главная стена над троном в "Посольском зале" занята огромным
произведением П. Веронезе "Дож Велье, Венеция, Святая Жиуста и
аллегория Веры, преклоненные взирают на явление Спасителя в его
славе, окруженного сонмом святых, ангелов и архангелов". Весь фон
этой картины наполнен облаками, происходящими от этого чудес
ного небесного видения. Только на правой стороне картины, позади
коленопреклоненных фигур, видна Венеция, опирающаяся на море,
покрытое многочисленными судами и гондолами.
Деревянная резьба на фасаде дворца Басантапур (Катманду)
Кантипур - "Город красоты" - так в переводе с санскрита зву
чало раньше название столицы Непала, основанной в VIII веке. Свое
нынешнее имя - Катманду - она получила уже в XVIII веке.
Катманду, расположенный в обширной долине, лежащей на вы
соте более 1300 метров над уровнем моря, - самый крупный город
|
|