|
блещущих разнообразными сортами мрамора. Однако светлый фасад
Дворца дожей, выходящий на Пьяцетту, имеет одну мрачную де таль.
Во втором ярусе 9-я и 10-я колонны сделаны из мрамора более
густого, красноватого оттенка: между этими колоннами объявлялись
смертные приговоры.
Дворец дожей имеет только один коридорообразный вход-пор тал
- громадные бронзовые ворота, которые называются "Porta dell
Carta" ("Врата бумаги"). Происхождение этого названия ученые трак
туют двояко. Возможно, оно произошло от находившегося непода леку архива
документов или, может быть, потому, что когда-то здесь
сидели писцы и помогали составлять горожанам бумаги, жалобы и
прошения.
Портал этот был создан в 1438-1441 годы Дж.Б. Буон. Обилие
орнаментов на входе доведено до предела, а тонкость их исполне
ния - до ювелирной работы. Это фантастическое кружево когда-то
блистало позолотой и лазурью. Скульптурная группа над входом
изображала крылатого льва Святого Марка и коленопреклоненного
перед ним дожа Ф. Фоскари. В XIX веке барельеф заменили новым,
а от старой скульптуры сохранились только фрагменты.
Через "Porta dell Carta" посетители попадают во внутренний двор,
окруженный двухъярусными мраморными аркадами и украшенный
восемью древнегреческими скульптурами. Особое внимание обращает
на себя статуя генерала М. делла Ровере, герцога Урбинского (работа
скульптора Д. Бандини). Посередине двора до сих пор стоят и два
пышных бронзовых колодца-водоема, которые поставляли лучшую
во всей Венеции воду. Множество торговок водой ежедневно запол
няли внутренний двор Дворца дожей и разносили отсюда свое холод ное и
вкусное питье даже в самые отдаленные кварталы Венеции.
Из внутреннего двора во Дворец ведет громадная лестница Ги
гантов, вырубленная из чистейшего каррарского мрамора. В 1554 году
на верхней площадке лестницы установили огромные мраморные
статуи Марса и Нептуна - военного и морского покровителей Вене
ции (работа Я. Сансовино), с тех пор лестница и получила свое
нынешнее название.
На верхней площадке лестницы Гигантов происходили все тор
жественные церемонии, совершаемые Венецианской республикой, и
самой пышной из них было венчание дожа. Тогда лестница превра
щалась как бы в гигантский трон, а старейший член Совета возлагал
на голову нового правителя драгоценный головной убор - символ
власти дожа.
78 100 ВЕЛИКИХ ДВОРЦОВ МИРА
В XVI веке во Дворце дожей построили Золотую лестницу, по
которой из галереи второго этажа во дворец могли входить толь
ко те венецианцы, чьи имена значились в "Золотой книге". Эту
книгу жители Венеции составили в 1315 году и вписали в нее
200 семейств, кому принадлежала власть с тех пор и, как они
тогда полагали, навеки. "Золотая книга" хранилась в особой ком
нате, которая была устроена под Золотой лестницей в 1180 году
дожем Циани.
Золотая лестница вела в "Зал Большого Совета" - самый боль шой
зал не только в Венеции, но и во всей Италии: его размеры -
54х25х15 метров. Этот гигантский зал двусветный, а окна его выхо
дят на лагуну. Огромный плоский потолок "Зала Большого Совета"
затянут роскошными живописными полотнами, окаймленными тя
желыми вызолоченными узорами.
Перед восточной стеной в "Зале Большого Совета" на возвыше нии
установлены трон дожа и кресла шести членов Малого Совета. А
над ними всю стену занимает одна из самых больших картин в мире -
"Рай" Я. Тинторетто (ее размеры - 22х7 метров). На этой картине
художник с удивительным мастерством скомпоновал многие сотни
фигур, будто увлекаемых вихрящимся космическим движением.
В 1690 году, после успешного командования войсками в Греции, в
Венецию возвратился дож Ф. Морозини. Причалив к Пьяцетте на
роскошном корабле "Бу центавр", дож прошел под огромной Триум
фальной аркой, специально сооруженной для этого случая. Фасад Дворца
дожей, обращенный к лагуне, украсили дорогими тканями и картина
ми, во внутреннем дворе тоже развесили ткани и картины, изобража
ющие деяния дожа.
Апартаменты дожа были заполнены гобеленами, парадными кар
|
|