|
потом на илистом дне проложили рельсовые пути. По ним на берег
и вытащили уникальные сооружения, поразившие специалистов раз
ных наук совершенством своих форм и мастерством исполнения.
Так, например, сосновые борта одного из кораблей были защищены
от губительного действия морской воды просмоленной шерстью и
тройной свинцовой обшивкой. Многие металлические части обоих
судов оказались позолоченными, изделия из бронзы и железа обла
дали высокой антикоррозионной стойкостью.
Но, хотя корпуса "барок Калигулы" уцелели, надстройки были
сильно повреждены и тяжестью самих мраморных изделий, и по
пытками поднять суда на поверхность. Следующие исследования,
проводимые специалистами уже на берегу, показали, что скорее все
го оба судна были гребными галерами. На большом корабле (его
размеры 73х24 метра) весла располагались не в корабельных бортах,
а в апостиках - помостах, которые выступали за пределы борта. На
каждое весло приходилось 4-5 гребцов.
Одной из самых удивительных находок стали две вращающиеся
платформы, обнаруженные на малом корабле. Под одной из плат
ДВОРЦЫ ИМПЕРАТОРА КАЛИГУЛЫ 51
форм оказалось восемь бронзовых шаров, которые двигались в же
лобе. Другая платформа лежала на восьми конических деревянных
роликах, которые тоже двигались в желобе. Обе конструкции силь
но напоминали подшипники качения, прототип которых был изоб ретен
великим Леонардо да Винчи только в XV веке. Назначение же
платформ на "барках Калигулы" учеными до сих пор не установле
но, хотя есть предположение, что они использовались как вращаю
щиеся подставки для статуй.
На "плавучих дворцах" императора Калигулы ученые обнаружи ли
несколько бронзовых изделий, например, голову льва с причаль ным
кольцом, статую сестры Калигулы, голову Медузы-Горгоны,
руку-талисман, которая была прибита к корпусу судна, голову вол
чицы Ромула.
Итальянское правительство построило огромный музей на бере гу
озера Неми, в котором "барки Калигулы" были выставлены вплоть
до 1944 года. Отступающие под натиском союзных войск немцы
сожгли и сам музей, и его бесценные экспонаты. Музей был восста
новлен, но сейчас посетители вынуждены довольствоваться лишь
макетами знаменитых кораблей
"ЗОЛОТОЙ ДОМ" НЕРОНА
Портрет императора Нерона Мрамор. Середина I в.
Жестокий деспот, пресыщенный развратник, хладнокровный убий
ца собственной матери, черствый и циничный эгоист, упивавшийся
кровью своих жертв, - таким предстает в изображении древних ис
ториков и писателей римский император Нерон. Поэтому неудиви тельно, что
у европейских народов имя Нерона всегда связывалось с
представлением о его чудовищной жестокости и деспотизме, оно
даже приобрело нарицательный характер.
Жизнь Нерона стала излюбленной темой для многих романистов
и драматургов, достаточно вспомнить такие произведения, как ро
маны "Зверь из бездны" А.В. Амфитеатрова, "Лже-Нерон" Л. Фейх твангера,
"Камо грядеши?" Г. Сенкевича и другие. А между тем
Нерон вовсе не являлся исключением среди множества других влас
тителей Римской империи. Он был, наверное, только более безудер
^ЗОЛОТОЙ ДОМ" НЕРОНА 53
жен в проявлении своих низменных инстинктов, и объяснялось это
в большой мере той средой, которая окружала Нерона в детские и
юношеские годы.
Он родился, как писал в XIX веке М. Косторубов в своей статье
"Нерон и Башкирцева", во время "безверия и духовной дряблости",
когда в древних богов уже никто не верил, хотя их алтари и храмы
официально еще почитались. Это время, казалось, было потеряно
для великих идей, всякое учение казалось подозрительным. Но из
Галилеи уже доносилось слово новой Любви, и заставить его умолк
нуть не могли ни языческие жрецы-проповедники, ни даже топор
|
|