|
49
Ты сожрал своего сына! - захохотал император и стал кричать, про
глатывая окончания слов: - Вчера, после казни, я приказал разрезать
его на куски и накормить ими мурен, которых мои повара запекли
специально для тебя!
Дворец императора Калигулы на Палатине был великолепен. Зал
Нимф, например, представлял собой большую круглую комнату. В
центре ее разливался бассейн, в воде которого размещалась целая
скульптурная композиция из мрамора - морской бог Нерей в окру
жении своих дочерей-нереид. И морской бог, и его дочери сжимали
в своих мраморных руках большие раковины, которые извергали
целые фонтаны воды. Чуть в стороне от бассейна, у большого стола,
располагалось широкое ложе, усыпанное небольшими пурпурными
подушками: на этом ложе Калигула очень любил возлежать.
По-императорски велик и величествен был и Зал девяти муз.
Вдоль его стен стояли статуи девяти муз - покровительниц музыки,
танцев, поэзии и других искусств и наук.
В глубине Зала на большом кресле-троне восседал Калигула, а к
трону вела ковровая дорожка - та самая, под которой заговорщики
прятали нож.
А в 1444 году началась новая страница в истории императора
Калигулы и его дворцов. В этот год, как пишет К. Смирнов,
(ж-л "Чудеса и приключения", 1995, № 2) кардинал П. Колонна
узнал, что на дне озера Неми лежит остов огромного корабля. Эта
местность, которая находится в районе Альбано, издавна была оку
тана атмосферой тайн и легенд, так как на берегу озера, неподалеку
от места стоянки кораблей, в древности был выстроен храм Дианы.
Рыбаки часто вытаскивали сетями со дна куски дерева и небольшие
металлические предметы.
Кардинал П. Колонна, как и многие в то время, увлекался ан
тичностью и потому организовал на озеро Неми экспедицию, во
главе которой поставил видного тогдашнего архитектора Б. Альбер
ти. При помощи ныряльщиков Б. Альберти исследовал затонувшее
судно и даже предпринял попытку поднять его, но от корабля уда
лось оторвать лишь кусок носа.
Новые попытки исследовать таинственное судно предприняли
лишь век спустя. Сеньор Франческо де Марчи с помощью деревян
ного колокола спустился на дно, но результаты и его исследований
были незначительными. Более того, при попытке поднять корабль,
он только нанес ему дополнительные повреждения.
Очередные исследования загадочного корабля начались лишь в
конце XIX века, когда лорд Сейваил (британский посол в Италии)
50 100 ВЕЛИКИХ ДВОРЦОВ МИРА
крюками ободрал с затонувшего корабля почти все бронзовые орна
менты, мозаики, а также украшения из золота и мрамора.
В начале XX века подводные археологи обнаружили корпус еще
одного судна, и хотя никаких письменных упоминаний об этих
кораблях в античных писаниях не сохранилось, большинство исто
риков сразу же отнесли эти великолепные сооружения к эпохе бе зумного
императора Калигулы. На одной из свинцовых труб малого
корабля ученые обнаружили надпись: "Собственность Кая Цезаря
Августуса Германия", а это полное имя Калигулы. Некоторые дру
гие надписи указывают, что корабли были построены в годы прав ления
императора Клавдия - преемника Калигулы, но, может быть,
постройка судов была начата в короткое царствование Калигулы, а
закончена уже в царствование благочестивого Клавдия.
Своим мотовством и экстравагантностью Калигула затмил всех
предшествующих императоров, и потому ученые решили, что он
будто бы использовал эти корабли как плавучие дворцы. Дальней
шие исследования показали, что корабли действительно были пла вучими
дворцами - с мраморными постройками, галереями, зеле ными террасами и с
живыми деревьями и виноградом. Итальянское
правительство решило, что "барки Калигулы" - это национальное
достояние, и в 1927 году Б. Муссолини распорядился приступить к
их подъему.
В техническом отношении операция по подъему кораблей труд
ностей не представляла. Сначала из озера Неми спустили воду, а
|
|