|
лей, приходивших по разным делам в царский дворец, и были от
крыты всегда.
По сторонам ворот возвышались еще четырехугольные стороже
вые башни, перед каждой из которых стояла статуя Гильгамеша,
изображенного в виде знатного ассирийца. Его роскошное платье
было нарядно расшито, борода, усы, волосы и даже брови завиты.
Древний скульптор не ограничился тем, что рельефно вылепил мус
кулы рук и ног Гильгамеша; всей его фигуре он придал сверхчело веческие
размеры. Высота статуи Гильгамеша равнялась почти 4,5 мет ра. В правой
руке он держит короткий кривой меч, а в левой -
переднюю лапу убитого льва.
Вся жизнь царского дворца сосредотачивалась на его дворах. Пер
вый двор по размерам был самым большим, по площади он занимал
почти целый гектар и был центром всей жизни дворца. На Большом
дворе всегда стоял шум и было многолюдно: сюда постоянно прихо
Арабских коней.
ДУР-ШАРРУКИН - ДВОРЕЦ САРГОНА II 27
дили придворные поставщики и привозили с собой всевозможные
запасы для многочисленных нужд царского дворца. Через двор про
водили лошадей и ослов, туда и сюда бегали слуги, суетливо и по спешно
исполнявшие поручения и приказания своих господ. Поэто му Большой двор,
в сравнении с величественным входом в него,
был отделан значительно проще.
Пол здесь вымощен простыми каменными плитами, как мосто вая,
на белых гладких стенах не было никаких украшений. Оживля ло их только
множество дверей, ведущих с Большого двора во внут ренние покои, вход в
которые тоже охранялся крылатыми быками.
Вокруг первого двора располагались здания царских служб и
архивы. "Там, - как пишет Эрих Церен, - американские археологи
в 1932-1933 годах обнаружили ценный список ассирийских царей.
Он содержит имена 107 царей с указанием продолжительности их
правления". Царский список охватывает время от самого начала об
разования ассирийского государства и до VIII века до нашей эры.
Нет особой нужды говорить, какое огромное значение имеет он для
изучения истории Двуречья.
За парадным двором и храмовым комплексом располагался цар
ский дворец. К царской резиденции вели широкая двойная пара
дная лестница и подъезды для экипажей.
"Двор в царском дворце был роскошно отделан покрытыми гла
зурью кирпичами голубого, зеленого и желтого цвета. На этих кир пичах
встречаются изображения культовых символов - орла, льва,
смоковницы и плуга. У входа стояли деревянные колонны, облицо
ванные бронзовыми листами и украшенные искусной резьбой".
К северо-западному углу царского дворца примыкало особое зда
ние, служившее, по всей вероятности, Тронным залом для торже ственных
приемов послов и сановников, великолепных пиров и праз днеств. Стены
Тронного зала были украшены барельефами, изобра жающими сцены походной
и охотничьей жизни Саргона II. Карти ны раскрашены яркими красками, пол
Тронного зала тоже был вы ложен цветными плитками.
Когда-то в нем, прямо перед троном повелителя, выставлялись
целые пирамиды из отрубленных человеческих голов. Зависимые от
царя вельможи и иностранные послы собственными глазами долж
ны были видеть, к чему могут привести неверность и нарушение
договора.
В Тронном зале во всем своем великолепии и являлся Саргон II,
окруженный блестящей свитой. Обычная одежда царя отделывалась
только тяжелой золототканой бахромой, парадное же платье все рас
шивалось золотыми и серебряными нитями. Оно было того же по
28 100 ВЕЛИКИХ ДВОРЦОВ МИРА
кроя, что и у других знатных ассирийцев: длинная хламида, в талии
перехваченная поясом, отделка же его была поистине царской. Вы
шивки представляли самые разнообразные узоры: то изображали кай му,
составленную из чередующихся с листьями и ветками крылатых
быков; то дерево жизни, охраняемое гениями-стражами, вперемеж
ку с розетками; то сражающегося с быками и львами Гильгамеша.
За поясом у царя Саргона II всегда были меч и два-три кинжала,
|
|