|
голову украшала высокая шапка.
Во время выходов царь важно выступал под зонтом, который
нес за ним евнух, другой евнух опахалом отгонял от царя мух. Вслед
за Саргоном II, в таких же богатых одеждах, шла свита, состоящая
из нескольких сот человек. Некоторые лица из царской свиты зани
мали в государстве вполне определенные должности, другие просто
числились в свите. Из первой группы ближе всех к царю находи
лись виночерпий, жрецы и ученые; среди второй были люди самых
разных профессий - заклинатели, гадатели по маслу и вину, по
птицам и жертвенным животным, астрологи и астрономы. Появле
ние царя всегда встречалось музыкой - придворные музыканты иг
рали на флейтах, арфах и тимпанах.
Все утро Саргона II проходило в приемах и совещаниях с мини
страми. Освободившись от государственных дел, он мог пойти на
женскую половину дворца- в свой гарем. На женской половине
тоже было несколько дворов, главный из которых располагался в
центре. Из него три двери, увенчанные башенками, вели в различ
ные покои гарема.
Между центральным двором женской половины дворца и зик
куратом находилась опочивальня царя. Середина ее представляла
собой небольшой открытый дворик, в глубине которого была устро
ена сводчатая ниша. В этой нише на некотором возвышении стояла
царская кровать, сделанная из драгоценного черного дерева и укра
шенная золотой резьбой. Свод над ней украшался орнаментом из
розеток, на стенах ниши эмалированными кирпичами были выло
жены изображения крылатых быков и крылатых гениев с орлиной
головой: эти стражи охраняли сон царя от всевозможных мрачных
наваждений.
Весь комплекс дворцовых построек венчала огромная четырех
угольная башня, поднимавшаяся семью ступенчатыми ярусами.
Башня была квадратная, и каждая сторона ее основания равнялась
43 метрам, а высота - 42 метрам Семь ярусов башни (каждый
высотой 6 метров) были окрашены сверху вниз в белый, черный,
красный, снова белый, оранжевый, серебряный и золотисто-крас
ный цвета.
ДУР-ШАРРУКИН - ДВОРЕЦ САРГОНА II
29
В правой части Дур-Шаррукина располагался храмовый комп
лекс с тремя святилищами. Одно из них было посвящено Сину-
лунному богу, второе святилище принадлежало богине Нигаль - суп
руге бога Луны, третий храм предназначался для Шамаша - бога
Солнца, правосудия и предзнаменований. Находились здесь и свя
тилища меньших размеров, посвященные другим божествам.
При входе в молитвенные помещения главных храмов были уст
роены высокие ниши. Ученые предполагают, что в свое время в них
были установлены великолепные изображения богов.
Техника строительных работ в Дур-Шаррукине была на очень
высоком уровне. Штукатурка из смеси извести и гипса наносилась
лопатками и тщательно затиралась, слой ее обычно не превышал 3-
4 сантиметров. Дворы и полы залов были вымощены в несколько
слоев: самый верхний настил состоял из керамических или камен
ных плит, украшенных узорчатым орнаментом или надписями.
Во всех дворцовых помещениях необыкновенно тщательно уло
жены пороги и плиты во многих дверных проемах. Во время раско пок
археологи находили хорошо сохранившиеся на своих местах вы долбленные
из базальта подпятники, на которых вращались двери.
Сами двери были сделаны из кипарисового дерева и обиты бронзой.
Реконструкции обычно изображают Дур-Шаррукин без сада, но
сады являлись непременным украшением царских дворцов на Вос
токе. На это определенно указывает сам царь Саргон II в своей
надписи: "Я создал рядом с ним (дворцом. - Н.И.) большой парк,
подобие гор Амана, в который были насаждены всевозможные рас
тения из растительности Хеттской страны и всякие плоды гор".
Царский дворец Дур-Шаррукин имел все, что только мог поже
лать владыка самого могущественного в то время государства - на чиная от
сводчатых порталов, прекрасных статуй и рельефных изоб ражений на
алебастровых стенах и до покрытых нежной глазурью
кирпичей канализационных сводов. Дур-Шаррукин был так пре
|
|