Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Йога :: Йог Рамачарака :: Йог Рамачарака -  Миросозерцание индийских йгов
 [Весь Текст]
Страница: из 4
 <<-
 
Йог Рамачарака 
 Миросозерцание индийских йгов
  Основы миросозерцания индийских йогов" первая из боль-шой серии изданных 
йогом Рамачаракой книг, в целом дающих полную картину "восточного оккультизма". 
Книга дает самые общие положения йогизма, не вдаваясь ни в доказательства ни в 
детали. Автор только указывает путь, пройдя по которому, чело-век сам может 
прийти к постижению истины. 

     "Основы миросозерцания индийских йогов" первая из боль-шой серии изданных 
йогом Рамачаракой книг, в целом дающих полную картину "восточного оккультизма". 
Книга дает самые общие положения йогизма, не вдаваясь ни в доказательства ни в 
детали. Автор только указывает путь, пройдя по которому, чело-век сам может 
прийти к постижению истины. 
     Русское издание книги было осуществлено в Санкт-Петербурге в 1913 году. 
      
      
     Знай, о ученик, что те, которые прошли через молчание и почувствовали его 
мир и удержали его силу, хотят, чтобы ты тоже прошел через него. Поэтому, кто 
способен войти в храм знаний, всегда найдет там своего учителя. 
      "Свет на пути" 
      
      
     ЧТЕНИЕ ПЕРВОЕ 
     ПЕРВЫЕ ТРИ НАЧАЛА 
     С чувством не совсем обычным обращаемся мы к нашим читателям. Мы видим то, 
чего сами они, быть может, не видят. Для многих из них наши мысли будут подобны 
зернам, брошенным в плодородную почву. И в должное время из этих мыслей 
появятся ростки, которые постепенно проложат себе дорогу к солнечному свету 
сознания и да-дут лист, цвет и плод. 
     Многие из истин, здесь изложенных, не будут вами признаны тотчас же, но со 
вре-менем вы убедитесь в верности передаваемых познаний, и тогда они станут 
истинами и для вас. 
     Мы будем говорить с вами так, как если бы мы с вами живые стояли друг 
перед другом. Мы уверены, что симпатическая связь между нами будет скоро 
настолько крепка и действительна, что по мере того, как вы будете читать слова 
наши, вы будете ощущать наше присутствие почти так же живо, как если бы мы были 
воочию перед ва-ми. Мы духовно будем с вами, а, согласно нашему учению, ученик, 
находящийся в гармонической симпатии со своим учителем, действительно входит в 
психическую связь с ним и таким образом становится способным уловить самый 
"дух" сообщаемого и извлечь из мысли своего учителя пользу в такой степени, 
какая недоступна читаю-щему лишь холодные буквы печатного текста. Соединенные в 
одно гармоническое це-лое, мы будем вместе работать для общей цели 
самоусовершенствования, роста, разви-тия и расцвета духа. 
     Мы будем следовать системе преподавания скорее Востока, чем Запада. На 
Востоке учитель не останавливается в своем изложении, чтобы приводить 
"доказательства" ка-ждого из своих положений. Он не пишет доказательств 
духовных истин на черной классной доске; он не аргументирует и не вызывает 
обсуждений сообщаемого со сто-роны своих учеников. Наоборот, его преподавание - 
догматическое, он передает ис-тины так, как он их сам получил, не 
останавливаясь за тем, чтобы узнать, все ли со-гласны с ним. Он не заботится о 
том, приняты ли всеми его положения как истина, так как убежден, что те, 
которые готовы для восприятия передаваемой им истины, как бы прозрением 
признают истинность ее. Что же касается других, не готовых, то никакие 
доказательства им не помогут. Когда душа человека готова для духовной истины, и,
 эта истина или ее часть выражена в присутствии его или, предложена его 
сниманию пись-менным путем, он по интуитивной догадке признает и усваивает ее. 
Восточные учителя знают, что их преподавание есть только посев, и что на каждую 
мысль, схваченную учеником, сотня мыслей взойдет на поле его сознания через 
известный промежуток времени. 
     Мы не хотим сказать этим, что восточные учителя желают слепого принятия их 
учениками преподаваемых им истин. Напротив, они учат учеников принимать как 
ис-тину только то, что они могут сами себе доказать, так как ничто не 
представляется ис-тиной человеку, чего он не может доказать на основании 
собственного опыта. Но уче-нику говорится, что, прежде чем он будет в состоянии 
доказать себе многое из того, что ему сообщается, он сам должен повыситься в 
своем развитии и силах. Учитель лишь просит ученика оказать ему доверие как 
указателю пути и говорит ученику: "Вот доро-га, иди по ней, и на пути ты 
найдешь все то, о чем я говорил тебе: возьми, взвесь, из-мерь, испытай это и 
познай для себя самого. Когда ты пройдешь часть этого пути, ты познаешь столько 
же, сколько и я или другая душа познали, достигнув этого же места пути, но, 
чтобы достигнуть этого места, ты должен или принять положения, высказан-ные 
теми, которые уже прошли по нему раньше тебя, или же оставить совершенно все 
дело. Не принимай ничего окончательно, пока сам этого себе не докажешь; но, 
если был благоразумен, ты воспользуешься советом и опытом людей, прошедших этот 
путь до тебя. Каждый человек должен учиться путем личного опыта, но кроме того 
некото-рые могут служить путеводителями другим. На каждом переходе пути будет 
видно, что те, которым удавалось пройти немного дальше, оставили знаки, 
указания и вехи для следующих за ними. Я не слепой веры прошу, но лишь доверия 
до той минуты, когда ты станешь способным доказать самому себе истины, которые 
я передал тебе, как они были переданы мне моими предшественниками". 
     Мы просим у наших читателей иметь терпение. Многое, что покажется им 
темным вначале, станет ясным по мере движения вперед. 
     ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ЧЕЛОВЕК? 
     Человек гораздо более сложное существо, чем это обыкновенно полагают. Он 
не только имеет тело и душу, но он есть еще и дух, обладающий душой, которая 
проявля-ет себя в нескольких формах - "проводниках сознания". Эти проводники 
состоят из материи разной плотности. Физическое наше тело - низшая форма 
проявления чело-века, низший проводник. Разные проводники служат для проявления 
сознания на раз-личных плоскостях: на "физической плоскости", в "астральной 
плоскости" и т. д.; все это будет далее объяснено. Действительное "Я" есть 
чистый дух, искра божественного огня. Дух этот заключен как бы в несколько 
оболочек, которые препятствуют его пол-ному и свободному выражению. По мере 
того, как человек повышается в своем разви-тии, его сознание переходит из 
низших плоскостей в высшие, и он все более и более сознает свою высокую природу.
 Дух заключает в себе все возможности, и по мере того, как человек развивается, 
в нем возникают новые силы, проявляются новые качества. 
     Философия йогов учит, что человек состоит из семи начал. Правильнее всего 
думать о человеке, представляя себе, что его истинное "Я" это - дух, а низшие 
начала суть лишь формы проявления духа в низших сферах. Человек может 
проявляться в семи плоскостях, но только наиболее развитой человек, так как 
большинству людей нашего времени высшая плоскость еще недоступна. Но все-таки 
всякий человек как бы мало он ни был развит, обладает потенциально всеми семью 
началами. Первые пять плоскостей пройдены многими, шестая - немногими, седьмая 
же не достигнута практически ни-кем из принадлежащих к человеческой расе. 
     СЕМЬ НАЧАЛ ЧЕЛОВЕКА 
     Семь основных начал человека, как они определяются философией йогов, - 
сле-дующие: 
      
     1. Физическое тело. 
     2. Астральное тело. 
     3. Прана, или Жизненная Сила. 
     4. Инстинктивный ум. 
     5. Интеллект (разум, рассудок). 
     6. Духовный ум (духовность, способность прозрения, интуитивный ум). 
     7. Дух. 
      
     Названия составных начал человеческого существа различны в разных школах 
но-вой психологии, идущих от общего источника психологии индусской. 
     В следующих главах мы вкратце опишем каждое из этих семи начал так, чтобы 
чи-татель мог понять нас в дальнейшем. 
      
     1. Физическое тело 
     Из всех семи начал человека наиболее очевидно, конечно физическое тело. 
Оно стоит ниже всех в ряду и является самой грубой частью существа человека. Но 
это не значит, что физическую сторону в человеке должно презирать или ею 
пренебрегать. Напротив, это необходимое начало для роста человека в настоящей 
стадии его разви-тия. Тело наше - храм живого Духа, и его должно заботливо 
охранять и развивать с целью сделать его более совершенным орудием. Достаточно 
посмотреть вокруг себя, чтобы увидеть, что физические тела людей чрезвычайно 
зависят в степени своего раз-вития от заботы и отношения к ним их владельцев. 
Долг каждого развитого человека - доводить свое тело до самой высокой степени 
совершенства для того, чтобы оно могло ему служить с наибольшей пользой. Нужно 
поддерживать тело свое в хорошем здоро-вье и состоянии и приучить его 
повиноваться велениям разума. Но ни в каком случае тело не должно, как это 
часто бывает, управлять разумом. Забота о теле под разумным контролем мысли 
есть важная отрасль философии йогов, известная под именем "хатха-йога". 
     Философия йогов учит, что физическое тело состоит из клеточек, из которых 
каж-дая заключает в себе "маленькую жизнь", контролирующую действия клеточки. 
Эти "маленькие жизни" суть в действительности частицы умственной стихии 
известного напряжения, делающие клеточки способными к их работе. Эти частицы 
разумной мыс-ли подчинены, конечно, контролю центрального разума человека и 
послушно выпол-няют приказы, посылаемые им высшими центрами. Клеточный разум 
проявляет совер-шенную приспособленность к своей специальной работе. 
Деятельность клеточек, со-стоящая в извлечении из крови необходимых для питания 
веществ и отбрасывании не-нужных, составляет одну из ступеней разума. Процессы 
пищеварения, ассимиляции и т. д. показывают всю разумность как каждой клеточки 
отдельно, так и коллективных их групп. 
     Залечивание ран, передвижения клеточек в теле туда, где они больше всего 
нужны, и сотни других примеров, известных из элементарной физиологии, все это 
для ученика йогов составляет проявления внутриатомной "жизни". Каждый атом для 
йогов есть жи-вое существо, ведущее свою независимую жизнь. Эти атомы, стремясь 
к какой-нибудь одной цели, собираются в группы, и группы эти проявляют 
групповой разум все время, пока они существуют. Эти группы слагаются в свою 
очередь в другие группы, состав-ляя тела более сложной организации, которые 
служат выражением для более высоких форм сознания. Когда наступает смерть для 
физического тела, клеточки отделяются друг от друга, их общая деятельность 
прекращается, наступает то, что мы называем разложением. Сила, скреплявшая в 
одно целое все эти клеточки, освобождается и обра-зует новые комбинации. Одни 
клеточки, в свою очередь распадаясь на свои составные элементы, уходят по 
соседству же в тела растений и могут снова оказаться в теле жи-вотного, другие 
остаются в глубине почвы, но жизнь атома - постоянное и непрестан-ное изменение.
 Как сказал один глубокий писатель: "Смерть есть один из видов жизни, и 
разрушение нашей вещественной формы". 
     Мы не будет более распространяться на тему о физическом теле, так как это 
пред-мет специального изучения, и к тому же читатели, несомненно, ждут с 
нетерпением оз-накомления с вопросами, менее им знакомыми. 
     Повторим все-таки читателям, что первый шаг к совершенствованию в духе 
йогов состоит в умении владеть физическим телом, в заботах о нем и внимании к 
нему. Нам еще придется многое сказать об этом предмете до конца нашего курса. 
      
     
 Вопрос очень спорный. Центральным разумом человека является интеллект. 
Клеточки и комбинации клеточек (органы) обыкновенно не подчинены интеллекту. Во 
многих случаях (рефлексы) деятельность клеточек и групп клеточек самостоятельна 
или подчинена третьему началу (прана). В других случаях деятельность сложных 
групп клеточек (органов) подчинена четвертому началу - инстинктивному уму. 
Тогда мы ее знаем, как инстинктивную деятельность организма. Но, может быть, 
путем специаль-ной тренировки тела по системе йогов интеллект может подчинять 
себе деятельность клеточек и органов, подчинившись сам высшему началу, 
"способности прозрения" (или интуитивному уму). - Прим. ред. 
      
      2. Астральное тело 
      Второе начало человека, "астральное тело", не так хорошо известно нам, 
как физи-ческое тело, хотя оно тесно с ним связано, и физическое тело является 
как бы копией или отражением астрального. Астральное тело было известно людям 
во все времена и являлось источником многих суеверий, вследствие недостаточных 
сведений об его природе. Оно называлось "эфирным" телом, "флюидным телом", 
"двойником" и т. п. *. 
      Оно состоит из материи несравнимо более тонкой, чем та, из которой 
состоит наше физическое тело, но тем не менее все-таки - материи. Разницу в 
состояниях материи нетрудно понять. Возьмем для сравнения воду. Вода, при 
температуре ниже 0°С, имеет вид льда, тела твердого, жесткого. При температуре 
выше нуля она - жидкость, "во-да", при дальнейшем повышении температуры она уже 
улетучивается в форме "пара", хотя настоящий пар не виден человеческому глазу и 
становится видимым, лишь когда он смешан с воздухом, понижаясь в своей 
температуре. Астральное тело есть 
      
     
 Необходимо заметить, что терминология Рамачараки по отношению к "аст-ральному 
телу" ближе к терминологии "западного оккультизма", чем к терминологии 
современной теософической школы Блаватской. "Астральное тело" Рамачараки не 
вполне совпадает с "астральным телом" теософической школы, в то же время он 
совсем не говорит, что "астральное тело" сравнительно с физическим означает 
изменение ус-ловий пространства и времени, т. е. иное положение души во времени 
и пространстве. - Прим. ред. 
      
     оригинал, по которому строится физическое тело и при известных 
обстоятельствах может быть от него отдельно. Намеренное разделение их 
представляет обыкновенно значительную трудность, но у людей, владеющих своей 
психикой, астральное тело мо-жет как бы отделяться от физического тела и 
сознания, может действовать и получать впечатления без посредства физического 
тела и его органов. Затем астральное тело мо-жет непосредственно влиять на 
духовное зрение "ясновидящих", и тогда им кажется, точно они видят или слышат 
физическое тело. 
     После смерти человека его астральное тело продолжает существовать и при 
извест-ных обстоятельствах бывает "видимо" живущим указанным образом. В этих 
случаях "душа", т. е. группа высших начал человека, живет в. астральном теле. 
Но потом душа уходит и из астрального тела. Астральная оболочка, оставленная 
ушедшей душой, в та-ких случаях есть не что иное, как бездушный труп, только из 
вещества боле тонкого, чем тело физическое. В нем нет ни жизни, ни разума. Это 
оболочка, и больше ничего. Такое астральное тело иногда может быть вызвано 
силой горячего желания близких, и тогда оно проявляется перед родными и 
знакомыми, связанными с умирающим тесной симпатией. О таких случаях слышал едва 
ли не всякий. 
     Привычный и развитой оккультист способен сознательно выделить свое 
астральное тело и сделать его видимым по своему желанию, но такая сила редка и 
приобретается лишь долгим упражнением. Ясновидящие "видят", как отделяется 
астральное тело че-ловека от физического, когда приближается час смерти. Им 
кажется тогда, что оно реет над физическим телом, как его двойник, соединенный 
с ним тонкой нитью. Когда нить порывается, человек умирает, и душа отлетает, 
увлекая за собой астральное тело, кото-рое со временем в свою очередь 
подвергается разрушению, как это раньше произошло с физическим телом. 
     Мы хотели бы здесь коснуться интересного явления - перехода во время сна 
наше-го "Я" из физического в астральное тело. Человек может приказать своему 
астральному телу узнать о чем-нибудь или выполнить какую-нибудь иную задачу, 
пока он сам по-гружен в сон. Но все это относится а другой части нашего 
изложения 
      
     3. Прана, или жизненная сила 
     "Прана" - это мировая энергия, но мы будем рассматривать здесь лишь то 
прояв-ление праны, которое мы назвали жизненной силой. Эта жизненная сила 
присутствует во всех формах жизни: от амебы до человека - от самой первичной 
формы растения до самой высшей формы животного царства. Прана проникает повсюду.
 Она находится во всем, что "живет", а так как оккультная философия учит, что 
жизнь присутствует во всех вещах - в каждом атоме - и что кажущееся отсутствие 
жизни есть лишь слабое проявление ее, то прана есть везде и во всем. Прана не 
есть "Я" человека, она есть лишь та мировая энергия, часть которой употреблена 
нашим "Я" для своего вещественного проявления. Когда "Я" уходит из физического 
тела при его смерти, прана, освобожда-ясь из-под действия "Я", повинуется лишь 
приказам отдельных атомов или их групп, составлявших раньше физическое тело, а 
так как физическое тело разлагается на свои составные части, то каждый атом 
удерживает в себе лишь столько праны, сколько ему надо, чтобы быть способным 
войти в новые комбинации. Остаток праны возвращается к ее общему мировому 
источнику. Прана, хотя и находится во всех формах материи, однако же она не 
материя, а лишь энергия или сила, которая оживляет материю. Она есть сила, 
которая действует в лечении магнетическом, психическом, лечении на рас-стоянии 
и т. п. То, что называют животным магнетизмом, есть в сущности пользование 
праной. 
     В "Науке о дыхании" нам даются указания для накопления праны в нашем 
организ-ме, для ее более правильного распределения по всему телу, в котором она 
укрепляла бы при этом каждую часть организма, каждый орган, возбуждая 
жизненность каждой клетки. Потоком праны можно воспользоваться к избавлению 
себя самого или других от страданий, направляя в пораженные части увеличенное 
количество ее, взятое из воз-духа. Потоком праны можно воздействовать на других 
лиц даже на расстоянии. На-правляющий ее на других мысленно, посылает прану, 
собранную с этой целью, и она проникает в психический организм больного. 
Подобно волнам Маркони, она невидима глазам человека (за исключением тех, кто 
достиг уже высокой степени ясновидения), проходит сквозь все препятствия на 
своем пути и находит то лицо, к которому она на-правлена. Передача праны на 
расстояние воздействием воли, составляет основу в меха-низме передачи мысли на 
расстоянии, телепатии и проч. Можно окутать человека ат-мосферой праны, 
пропитанной сильной охраняющей мыслью, которая сделает его спо-собным 
противостоять враждебным мысленным волнам других лиц и даст ему возмож-ность 
жить безопасно среди атмосферы враждебной ему мысли. 
     Мы советуем читателю прочесть снова ту часть "Науки о дыхании, которая 
учит, как пользоваться праной и управлять ею, сами же перейдем к следующему 
основному началу организма человека. 
      
     ДУШЕВНЫЕ (ПСИХИЧЕСКИЕ) НАЧАЛА, 
     ИЛИ НАЧАЛА РАЗУМА 
     Читатель, изучавший психологию по работам западных ученых, найдет в первом 
умственном начале, т. е. в инстинктивном уме, некоторые признаки того, что 
западные психологи назвали подсознательным умом. Но беда в том, что западные 
психологи от-несли к деятельности подсознательного ума некоторые проявления 
духовного или ин-туитивного ума, смешав таким образом высшие и низшие 
способности ума и отнеся их к одному разряду. При этом интеллект, в 
действительности являющийся средним нача-лом, назван сознательным умом и 
признан высшим по отношению к подсознательному уму 
     Философия йогов выделяет из подсознательного ума интуитивные, или духовные,
 способности и ставит их выше интеллекта. Таким образом философия йогов 
признает три умственных начала: 1) инстинктивный ум (который достигает очень 
высокой сте-пени развития у высших животных: у собак, у обезьян, у слонов), 2) 
интеллект, т. е. "сознательный ум", по терминологии западных психологов, и 3) 
духовный, или интуи-тивный, ум, обладающий свойствами, непонятными западным 
ученым. 
     Эти три начала вместе составляют душу. 
     Запад не может понять интуитивного ума, потому что он смешивает интуицию с 
ин-стинктом. В действительности интуитивный ум совершенно отличен от 
инстинктивного. 
     По мере того, как мы будем касаться каждого из этих трех начал ума, 
читатели уви-дят точки соприкосновения, сходство и разницу между теориями 
западных психологов и учениями йогов. 
     Мы надеемся, что изучающие освободят мысль свою от всяких предвзятых 
мнений по этому вопросу и выслушают нас прежде, чем составят себе окончательное 
убеждение. 
     В следующем чтении мы перейдем к подробному изложению всего, что касается 
трех основ разума. ...

 
 [Весь Текст]
Страница: из 4
 <<-