Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Йога :: Йог Рамачарака :: Йог Рамачарака -  Наука о дыхании йогов
 [Весь Текст]
Страница: из 4
 <<-
 
Йог Рамачарака 
 Наука о дыхании йогов
  На Западе обыкновенно очень сбивчиво представляют себе, что такое "йоги", 
какова их философия и деятельность. 

     ГЛАВА I. "ЙОГИ" 
     На Западе обыкновенно очень сбивчиво представляют себе, что такое "йоги", 
какова их философия и деятельность. Путешественники по Индии рассказывают 
немало ска-зок об ордах факиров, нищих и всяких фокусников, заполняющих большие 
дороги Ин-дии и бесстыдно называющих себя "йогами". Но люди Запада весьма 
ошибутся, пред-ставляя себе типичного "йога" в виде истощенного, фанатичного, 
грязного и невежест-венного индуса, который или сидит в недвижимой позе, пока 
тело его не окостенеет, или держит руки поднятыми вверх, пока они не 
одеревенеют и не высохнут, и так и ос-танутся на всю дальнейшую его жизнь, 
наконец, держит кулак свой крепко сжатым, пока ногти его пальцев не прорастут 
насквозь через ладонь. Все эти люди существуют - это правда, но называть их 
"йогами" - это звучит для настоящего йога такою же нелепостью, как для 
заслуженного хирурга нелепо слышать, что доктором именуют мо-зольного оператора 
или "профессором" - уличного продавца знахарских снадобий. 
     Издавна в Индии и в других восточных странах были люди, которые посвящали 
свое время и силы изучению методов развития сил человека, физических, 
умственных и духовных. Опыт первых поколений этих искателей передавался веками 
от учителей к ученикам, и постепенно сложена была наука - йога, т. е. этим 
исследованиям и учени-ям было в конце концов придано название "йоги" - от 
санскритского слова "юг" - что значит "соединять". 
     Йога делится на несколько отделов, начиная с учений об управлении телом до 
уче-ний о способах достижения высшего духовного развития. В дальнейшем мы не 
будем касаться высших сторон предмета книги, если он сам не приведет к тому. 
     "Наука о дыхании" часто очень близка к области йоги и хотя первой задачей 
своей она имеет развитие в человеке сил его физического организма, но 
некоторыми сторо-нами своими она служит и его духовному развитию. 
     В Индии существуют большие школы йоги, соединяющие в себе тысячи 
руководя-щих умов этой великой страны. Философия йогов составляет правило жизни 
для мно-гих и многих людей. Истинные учения йоги, однако, держатся в среде 
немногих, массы же довольствуются крохами, падающими со столов образованных 
классов, - восточ-ный обычай в этом отношении не походит на, то, что мы видим 
на Западе. Но западные идеи начинают оказывать воздействие и на Восток, и 
теперь учения, которые прежде сообщались лишь немногим, свободно предлагаются 
всякому, кто только подготовлен достаточно для их восприятия. Восток и Запад 
растут, вместе в тесном общении, поль-зуясь этим для взаимных влияний. 
     Индийские йоги оказывают большое внимание "науке о дыхании" по причинам, 
ко-торые станут ясны читателю по прочтении этой книги. Многие западные авторы 
каса-лись этой части учения йогов, но, думается, только лишь автору этой книги 
удалось из-ложить для западных читателей в ясной и сжатой форме основные начала 
"Науки о ды-хании" йогов и излюбленнейшие их упражнения и методы. Мы 
употребляем везде при-вычные Западу термины, по возможности избегая 
санскритских названий, чтобы не за-труднять читателя. 
     Первая часть книги посвящена физической стороне "Науки о дыхании", далее 
её фи-зическая сторона рассматривается параллельно с воздействием на область 
умственную, и наконец излагается влияние её на духовное развитие человека. 
     Мы стремились соединить как можно больше из учений йогов в этой небольшой 
книге, причем вынуждены были иногда пользоваться словами и терминами, новыми 
для западного читателя. Мы боимся, однако, только того, что вследствие крайней 
про-стоты своей и ясности, эти учения будут приняты, как нечто чересчур легкое 
и недос-тойное внимания, так как, может быть, читатели вместо них ожидают найти 
что-то "глубокое, таинственное и непонятное". Однако, западный ум - чрезвычайно 
практи-ческий ум, и мы знаем, что немного времени пройдет, и практичность 
изложения этой книги будет вполне признана. 
      
      
      
      
      
      
     ГЛАВА II. ДЫХАНИЕ РАДИ ЖИЗНИ 
     Жизнь всецело зависит от акта дыхания. Расходясь в подробностях теории и в 
тер-минологии, люди Востока и Запада сходятся в основных принципах. 
     Дышать значить жить и без дыхания нет жизни. Не только высшие животные 
зави-сят в жизни своей и в здоровье от дыхания, но и животные низшие должны 
дышать, чтобы жить, и даже для растений воздух необходим и без него жизнь 
сколько-нибудь продолжительная для них невозможна. 
     Ребенок делает долгий глубокий вздох, удерживает на минуту воздух в легких,
 что-бы извлечь из него животворящие части и затем медленно выдыхает его, и 
жизнь для него началась. Старик испускает слабый вздох, дыхание его обрывается 
и жизнь пре-кращается. От первого глубокого вздоха ребенка до последнего вздоха 
умирающего старика проходить долгая жизнь постоянного дыхания. Жизнь есть 
только серия дыха-ний. 
     Дыхание составляет важнейшую из всех деятельностей тела, ибо все прочие 
его деятельности зависят от дыхания. 
     Человек может прожить некоторое время без еды, труднее ему быть без воды, 
но лишь несколько минут он может прожить без обновления воздуха в легких 
посредст-вом дыхания. 
     И не только жизнь для человека связана с его дыханием, но от правильности 
дыха-ния всецело зависит и продолжительность жизни его и свобода от болезней. 
Разумное управление дыханием продолжает наши дни на земле, повышая наши 
жизненные силы и способность сопротивления, с другой же стороны дыхание, 
неполное и небрежное, укорачивает нашу жизнь, понижая нашу жизнеспособность и 
предрасполагая к болез-ням. 
     Человек в своем нормальном состоянии не нуждается в особых наставлениях 
для дыхания. Как животные и как ребенок, он дышит полной и свободной грудью, 
как при-рода ему это и указала. Но цивилизация в нем многое изменила. Она дала 
ему непра-вильную и вредную манеру ходить, стоять и сидеть, которые лишили его 
естественного и правильного дыхания, дарованного ему природой. Он дорогой ценой 
заплатил за ци-вилизацию. 
     Нынешний дикарь дышит правильно - пока его не коснется влияние 
цивилизован-ной жизни. Лишь очень немногие среди людей цивилизованного мира 
дышат правиль-но, отчего и происходят эти впалые груди и вогнутые плечи, а 
также это ужасающее возрастание болезней дыхательных путей и среди них - 
страшное чудовище - чахот-ка, эта "белая чума". Выдающиеся авторитеты гигиены 
утверждают, что одно поколе-ние людей, дышащих правильно, возродило бы расу и 
сделало бы чахотку редкостью, о которой все говорили бы, как о чем-то 
необычайном. Для европейца и человека Восто-ка одинаково ясна и несомненна 
тесная зависимость между здоровьем и правильным дыханием. 
     Наука Запада подтверждает, что физическое здоровье человека очень зависит 
от правильного дыхания. Учителя Востока, соглашаясь с этим мнением своих 
западных братьев, признают, что вдобавок к выигрышу физического здоровья, 
получаемому от правильного дыхания, весьма увеличивается от него и умственная 
сила человека, до-вольство жизнью, самообладание, проницательность, 
нравственная твердость и вообще сила духовная. Целые философские школы основаны 
были на Востоке на этой науке, и когда западные народы познакомятся с нею и 
введут ее в практику, она произведет чу-деса между ними. Теория, созданная 
Востоком и примененная к практике Западом, даст достойные плоды. 
     Эта книжка имеет задачей дать "Науку о дыхании" в полном объеме - не 
только то, что известно западным физиологам и гигиенистам, но и оккультную 
сторону вопроса. Она не только открывает дорогу к общему укреплению здоровья 
человека посредством известного и западным специалистам глубокого дыхания, но 
показывает, как индусские йоги достигают обладания силами своего физического 
тела, расширяют способности своего ума и развивают духовную сторону своей 
природы - посредством "науки о ды-хании". 
     Йоги ведут упражнения, которыми они приобретают власть над своим телом и 
ста-новятся способными посылать в любой орган его напряженную струю жизненной 
силы - "праны", укрепляющей и оздоровляющей этот орган. Они знают всё, что 
известно их западным собратьям о физиологическом воздействии правильного 
дыхания, но они знают также, что воздух содержит в себе не только кислород, 
водород и азот, и что при дыхании происходить не одно окисление крови. Они 
знают о "пране", о которой их за-падные собратья вовсе не знают, и они подробно 
осведомлены о природе и способах управления этим великим проявлением энергии, а 
также о воздействии его на челове-ческое тело и ум. Они знают, что ритмическим 
дыханием можно привести себя в гар-моническую вибрацию со всей природой и 
помочь развитию своих скрытых сил. Они знают также, что дыханием, управляемым 
должным образом, можно не только излечи-вать болезни свои и чужие, но и удалять 
от себя страх, мучения и низшие страсти. 
     Научить всему этому - задача этой книги. Мы хотим в нескольких главах дать 
точ-ные объяснения и указания, которые можно было бы распространить на целые 
тома. Мы хотим этим пробудить в умах Запада внимание к "Науке о дыхании" йогов. 

      
      
      
      
     ГЛАВА III. ЭКЗОТЕРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДЫХАНИЯ 
     В этой главе мы дадим вкратце теории западных ученых касательно 
деятельности дыхательных органов человека и значения её для человеческого 
организма. В дальней-ших же главах мы приведем о том же теории и точные факты, 
представляемые Восточ-ными школами научного исследования. Восточные ученые 
принимают теории и факты западных своих собратий (которые к тому же были им 
известны столетиями раньше), но прибавляют к ним многое, чего последние теперь 
не принимают, но что они в свое время "откроют" и представят миру, как великую 
истину. 
     Прежде чем излагать теорию Западной науки, уместно было бы, может быть, 
дать сперва общее описание дыхательных путей. 
     Орган дыхания состоит из легких и проводящих к ним воздух путей. Легких 
числом два. Они лежат в грудной клетке, по одному на каждой стороне; между ними 
находится сердце. Каждое легкое свободно во всех направлениях, кроме части, в 
которой в него входят бронхи, артерии и вены, соединяющие его с сердцем и 
дыхательным горлом. Легкие губчаты и пористы, их ткань очень эластична. Они 
помещаются в двойном мешке деликатной по строению, но крепкой ткани, называемой 
"плеврой". Одна стенка этого мешка плотно соединяется с легкими, а другая с 
внутренней стороной груди. Между этими двумя стенками постоянно выделяется 
жидкость, которая позволяет их внутренним поверхностям легко скользить одна о 
другую при дыхании. 
     Пути, проводящие в легкие воздух, состоят из носовой полости, гортани, 
дыхатель-ного горла или трахеи и бронхов. Когда мы дышим, мы втягиваем воздух 
через нос, где он согревается при соприкосновении со слизистой оболочкой, 
обильно снабжаемой кровью, и пройдя через зев и гортань, идет в дыхательное 
горло, которое разделяется на множество дыхательных каналов, бронхов, которые в 
свою очередь делятся на каналы мельчайшие, оканчивающиеся маленькими кровяными 
сосудиками, которых в легких - миллионы. Одним ученым вычислено, что если бы 
кровеносные сосуды легких рас-тянуть в одну сплошную поверхность, то они 
покрыли бы собою площадь в 14000 квадратных футов. 
     Воздух втягивается в легкие действием диафрагмы, представляющей собою 
боль-шой, сильный, листообразно-плоский мускул, лежащий поперек груди, отделяя 
груд-ную клетку от кишечника. Диафрагма действует почти автоматически, как и 
сердце, хотя при желании её движения могут быть подчинены воле. Когда диафрагма 
растяги-вается, объем груди и легких расширяется, и воздух врывается в 
образовавшуюся пус-тоту. Когда же диафрагма сжимается, грудь и легкие сжимаются 
тоже, выдавливая воз-дух из себя. 
     Теперь, прежде чем говорить, что происходит с воздухом в легких, позвольте 
кос-нуться вопроса о кровообращении. Кровь, как вы знаете, толкается сердцем в 
артерии, через которые проникает в волосные сосуды, расходясь таким образом во 
все части те-ла, которые она питает и укрепляет. Затем посредством волосных же 
сосудов она воз-вращается другой дорогой, венами, в сердце, из которого гонится 
в легкие. 
     Кровь отправляется в свой путь по артериям ярко красною и богатою 
жизненосны-ми свойствами и качествами. Она возвращается по венам назад синею, 
обедневшею и тяжелою, обремененною продуктами распада, захваченными ею по всей 
системе кро-вообращения. Она устремляется из сердца, как чистый горный ручей, и 
возвращается тяжелым потоком сточной канавы. Эта грязная струя входить в правый 
желудочек сердца. Когда он наполнен, он сжимаются и толкает кровь в легкие, в 
которых миллио-нами волосных каналов она распределяется по клеточкам, о которых 
мы говорили вы-ше. Дыхание наполняет легкие воздухом и его кислород в клеточках 
входит в сопри-косновение с венозной испорченной кровью сквозь стенки волосных 
сосудов, которые достаточно толсты, чтобы не пропускать кровь сквозь себя, но 
вместе с тем достаточно тонки, чтобы кислород мог пройти сквозь них в кровь. 
Когда кислород соприкасается с кровью, происходит род сгорания - кровь 
захватывает кислород и отдает углекислоту, образовавшуюся из продуктов распада, 
собранных кровью на своём пути изо всех час-тей тела. Кровь, таким образом 
очищенная и напитанная кислородом, идет обратно в сердце, опять ярко красная и 
богатая жизнетворными свойствами. Она входить в левый желудочек сердца и из 
него посылается сердцем опять в путь по артериям во все части тела. Вычислено, 
что в сутки 35000 пинт (24000 бут. или 1200 ведер) крови проходить через сердце 
в волосные каналы легких, при чем кровяные шарики по одному протис-киваются в 
клеточки и приходят в соприкосновение с кислородом воздуха. Если вы минуту 
подумаете о подробностях этого процесса, вы должны прийти в прямое изум-ление и 
восхищение перед бесконечной заботливостью и изобретательностью природы! 
     Очевидно, что если свежий воздух не проникнет в легкие в достаточном 
количестве, загрязнённая венозная кровь не может быть очищенной и следовательно 
не только тело будет лишено питания, но и продукты распада, которые должны бы 
были сгореть при соприкосновении с кислородом воздуха, возвратятся в сеть 
кровообращения, отправляя всю систему и производя смерть. Нечистый воздух 
действует таким же образом, но только в меньшей степени. Ясно отсюда, что, если 
кто-либо при дыхании не посылает воздуха в легкие в достаточном количестве, 
работа крови не может совершаться долж-ным образом; в результате тело не 
получить достаточно питания и последует болезнь или вообще нарушение здоровья. 
Кровь того, кто дышит неправильно, вследствие этого бывает синеватого темного 
цвета, заметно отличающегося от яркой красноты нормаль-ной, богатой кислородом 
артериальной крови. Это часто выражается уже в самой блед-ности лица у таких 
людей, тогда как правильное дыхание дает человеку энергичное кровообращение и 
яркий здоровый румянец. 
     Небольшое замечание разъяснит всю жизненную важность правильного дыхания. 
Если кровь не вполне очищается возрождающим процессом в легких, она 
возвращается в артерии в состоянии ненормальном, не достаточно чистом от всех 
остатков, захва-ченных ею по разным частям тела. Все эти продукты распада опять 
возвращаются в ор-ганизм, и естественным последствием может быть болезнь, 
иногда специальная болезнь крови, или ухудшение в деятельности какого-нибудь 
органа или ткани по причине не-достаточного питания. 
     Кровь, когда она проветривается в легких воздухом в надлежащей мере, не 
только освобождается от насыщающих ее вредных примесей и газа угольной кислоты, 
но так-же поглощает из воздуха некоторое количество кислорода, которое и 
разносить по те-лу, сколько где его требуется, чтобы природа могла правильно 
совершать свое дело. Когда кислород входит в соприкосновение с кровью, он 
соединяется с гемоглобином её и увлекается ею к каждой клеточке тела, в каждый 
мускул его, в каждый орган, возро-ждая и укрепляя их новыми материалами, 
которые доставляет им природа. Артериаль-ная кровь, подвергшаяся надлежащим 
образом воздействию воздуха в легких, содержит в себе около 25% кислорода. 
     И не только каждая часть тела оживляется кислородом, но и пищеварительный 
акт непосредственно зависит от достаточного окисления пищевого материала, 
которое со-вершается в крови, когда кислород соприкасается в крови с 
извлеченными из пищи со-ками, при чем происходят разные виды сгорания. Поэтому 
совершенно необходимо, чтобы в легкие доставлялось достаточное количество 
кислорода. Это же объясняет и тот обычный факт, что слабые легкие и плохое 
пищеварение сопровождают друг друга. Чтобы понять всё значение этого, надо 
вспомнить, что весь организм получает свое пи-тание от пищи усвоенной, и что 
неполное усвоение её ведет непременно и к неполному питанию организма. Сами 
легкие зависят всё от того же источника питания, и если вследствие слабого 
дыхания ухудшается усвоение пищевых соков, легкие ослабевают тоже, становясь 
еще менее способными исполнять свою работу должным образом, и тогда все тело 
вянет и ослабляется. Каждая частица пищи или питья, прежде чем стать усвояемой 
для организма, должна быть окислена кислородом, того же окисления тре-буют и 
продукты внутреннего перегара организма, чтобы принять форму, при которой они 
могут быть выведены вон из организма. Недостаток кислорода в крови, т. е. в 
лег-ких, ведет к недостаточному питанию, недостаточной очистке организма и - 
плохому здоровью. Поистине - "дыхание есть жизнь". 
     Сгорание испорченных элементов в крови согревает тело и вообще уравнивает 
его температуру. 
     Тот, кто умеет дышать глубоко, предохраняет себя этим и от простуды, имея 
хоро-ший запас горячей крови, который делает его более способным сопротивляться 
пере-менам внешней температуры. 
     В добавок ко всему вышеуказанному, глубокое дыхание дает упражнение 
органам и мускулам кишечника, что обыкновенно вовсе упускается из вида 
западными гигиени-стами, но в полной мире оценивается йогами. 
     При неправильном или неглубоком дыхании лишь некоторая часть легочных 
клеток исполняет своё назначение, значительная же часть работы легких теряется 
и весь орга-низм страдает. Низшие животные в своем естественном состоянии дышат 
правильно, несомненно так же правильно дышал и первобытный человек. 
Ненормальная манера дыхания, усвоенная себе "цивилизованным" человеком - темная 
тень, падающая на цивилизацию, - лишила нужного нас воздуха. И народы страдают 
от этого больше, чем от чего-либо другого. Спасти себя человек может только 
вернувшись к природе. ...

 
 [Весь Текст]
Страница: из 4
 <<-