Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Дипломы,курсовые,рефераты :: Сексология :: Положение геев и лесбиянок в современной России
 [Весь Текст]
Страница: из 3
 <<-
 
Положение геев и лесбиянок в современной России
Правовой статус гомосексуальных отношений
Уголовное преследование мужского гомосексуализма было отменено в 1993 году. 
Ныне действующий Уголовный кодекс Российской Федерации, вступивший в силу 1 
января 1997 года, предусматривает уголовную ответственность только за 
"насильственные действия сексуального характера", которые включают в себя 
мужеложство, лесбиянство и "иные действия сексуального характера", с 
применением силы или с угрозой ее применения к потерпевшему (потерпевшей) либо 
с использованием беспомощного состояния жертвы (статья 132 УК РФ). 
"Насильственные действия сексуального характера" имеют те же отягчающие 
признаки и влекут за собой те же санкции, что и гетеросексуальное изнасилование 
(статья 131 УК РФ). 
"Возраст согласия" (т.е. возраст партнера, после наступления которого 
добровольный половой акт не влечет уголовной ответственности) был изначально 
установлен в 16 лет как для гетеро-, так и для гомосексуальных отношений, 
однако в 1998 году был понижен до 14 лет (статья 134 УК РФ).
С другой стороны, однополые пары не признаются гражданским, семейным и 
административным правом. В Российской Федерации нет законодательства об 
однополых партнерствах, Семейный кодекс РФ определяет брак как союз "мужчины и 
женщины". При отсутствии нотариального завещания переживший партнер не 
наследует имущество умершего партнера. Совместное усыновление детей партнерами 
одного пола невозможно.
Формально с точки зрения жилищного законодательства, партнер может быть 
зарегистрирован в квартире, в которой проживает другой партнер; тем не менее, 
на практике встречаются случаи отказа в постоянной регистрации однополых 
партнеров на одной жилой площади на основании "отсутствия родства" между ними 
(хотя законодательство не предусматривает такого основания).
Трудовое законодательство запрещает дискриминацию при приеме на работу и 
увольнении, однако, в перечень оснований дискриминации сексуальная ориентация 
не включена. Нам неизвестны факты обращения в суд в связи с нарушением трудовых 
прав на основании сексуальной ориентации, хотя на практике такая дискриминация 
имеет место.
Законодательство о запрещении дискриминации и диффамации геев и лесбиянок в 
Российской Федерации отсутствует. 
Кроме того, гомосексуалы подвергаются правовой дискриминации в медицинской 
сфере: в соответствии с инструкцией Министерства здравоохранения от 29 мая 1995 
года гомосексуализм является абсолютным противопоказанием к донорству.
Отношение общества к гомосексуалам
В последние годы общественное мнение в отношении гомосексуалов становится более 
терпимым. 
Советское общество отличалось крайней нетерпимостью к любому инакомыслию и 
необычному поведению, даже совершенно невинному. Гомосексуалы же были самой 
стигматизированной социальной группой. По данным всесоюзного опроса ВЦИОМ в 
ноябре 1989 г. на вопрос "Как следовало бы поступать с гомосексуалистами?" 33% 
опрошенных ответили - "ликвидировать", 30% - "изолировать", 10% - "предоставить 
самим себе" и только 6% - "помогать". Отношение к ним было значительно хуже, 
чем к проституткам, наркоманам, неполноценным от рождения, больным СПИДом, 
бродягам, алкоголикам и "рокерам". 
Однако уже через год после отмены уголовного преследования, опрос ВЦИОМ выявил 
некоторый рост терпимости по сравнению с 1989 г. Количество желающих 
"ликвидировать" их уменьшилось с 31% в 1989 году до 22% в 1994 г. Напротив, за 
"помощь" высказались 8% вместо 6%, а за то, чтобы предоставить их самим себе - 
29% вместо 12%, рост в 2,5 раза. Выразительны социально-возрастные параметры 
этого опроса. Предоставить гомосексуалов самим себе готовы 40,8% людей моложе 
24 лет и только 12,3% тех, кто старше 55. Среди людей с высшим и незаконченным 
высшим образованием этот вариант ответа выбрали 43,4%, а с образованием ниже 
среднего - 20,4% опрошенных. 
При опросе учащихся 7-9-х классов в 1997 г. с суждением "гомосексуальные 
отношения не должны осуждаться, это личное дело каждого" полностью согласились 
37,7% мальчиков и 53% девочек; "скорее согласны, чем не согласны" - 17% и 19%, 
"не согласны" - 24,4% мальчиков и 10,4% девочек. Подростки в этом вопросе 
значительно, в 2-3 раза, терпимее своих родителей и учителей.
В мае 1998 г., отвечая на вопрос ВЦИОМ: "Как вы лично думаете, гомосексуализм в 
основном - это...", 33% опрошенных выбрали вариант "болезнь или результат 
психической травмы", 35% - "распущенность, вредная привычка", и только 18% - 
ответ "сексуальная ориентация, имеющая равное с обычной право на существование".
 Но в группе 18-39-летних последний вариант выбрали 31%, а среди людей старше 
55 лет - только 4%, для половины из них это просто "распущенность".
Таким образом, общественная нетерпимость к гомосексуальности уменьшается, но, 
тем не менее, остается очень высокой. 
Позиция официальной медицины
Российские психиатры официально отказались от признания гомосексуальности 
психической болезнью в июне 1999 года. Однако, многие ведущие психиатры с этим 
решением не согласны. В книге руководителя лаборатории судебной сексологии 
Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. 
Сербского профессора А.А. Ткаченко "Сексуальные извращения - парафилии" (М. 
"Триада-Х", 1999) гомосексуальность рассматривается как серьезная 
психопатология и утверждается, что Американская Психиатрическая Ассоциация (в 
1973 г.) и Всемирная организация здравоохранения исключили ее из перечня 
диагнозов только под политическим давлением и это "противоречит фундаментальным 
принципам медицинской диагностики" (стр. 355). Негативное отношение к 
гомосексуальности пропагандируют и некоторые книги, и учебные пособия по 
сексологии, например, весьма плодовитой Дили Еникеевой. 
Эта позиция крайне затрудняет создание в России психотерапевтической помощи 
сексуальным меньшинствам. Опыт профессора Кона показывает, что напечатать 
серьезное исследование по вопросам гомосексуальности в России крайне сложно. 
Кроме того, ярко выраженный анти-гомосексуальный пафос имеет развернувшийся в 
России с 1996 г. крестовый поход против сексуального просвещения подростков.
Политические права и гей-движение
Гей-движение как таковое, т.е. организации, борющиеся за признание прав геев и 
лесбиянок, в России представлено несколькими разрозненными группами в разных 
регионах страны, в основном, финансируемыми иностранными (в первую очередь, 
шведскими) фондами. Какой-либо общероссийской активности, будь то политические 
кампании, агитация и привлечение сторонников, сбор средств в поддержку либо 
массовые акции, в последние годы не проводилось. Систематической работы по 
документированию нарушений прав геев и лесбиянок и защите их в судебном или 
административном порядке не ведется. Задачу просвещения населения и создания 
виртуального сообщества геев и лесбиянок вполне успешно решает сайт Gay.Ru в 
рамках пространства Интернет. 
Закон не запрещает создание ассоциаций геев и лесбиянок, однако, на практике 
власти сделают все возможное, чтобы отказать такой группе в регистрации. 
Например, когда в августе 1995 г. 27 местных организаций формально создали 
общенациональную ассоциацию лесбиянок, геев и бисексуалов "Треугольник", 
московские власти незаконно отказали ей в официальной регистрации, ссылаясь на 
то, что ее создание якобы "противоречит общественным нормам нравственности". В 
течение 1999-2000 гг. сайт Gay.Ru дважды пытался зарегистрировать в Московском 
управлении Министерства юстиции РФ учредительные документы общественного фонда 
геев и лесбиянок, однако оба раза ему было отказано по формальным основаниям.
С политической точки зрения, факт принадлежности к гей-организациям или 
позитивного отношения к геям и лесбиянкам используется для дискредитации 
противника в избирательной кампании. Так, в начале 2000 года этот прием был 
использован против демократического кандидата Григория Явлинского при поддержке 
государственного телевидения.
Средства массовой информации
Российские средства массовой информации, в основном, публикуют материалы о 
гомосексуальности сенсационного характера и (или) дурного вкуса. В освещении 
проблем геев и лесбиянок отсутствует взвешенность и объективность. Создаваемые 
СМИ образы геев и лесбиянок характеризуются стереотипизацией черт и 
карикатурностью. Освещение зарубежных гей-новостей целиком определяется 
субъективной позицией авторов статей. По-прежнему отсутствуют серьезные 
дискуссии и обсуждение проблем геев и лесбиянок, однако, отрадно отметить, что 
тема гомосексуальности не вызывает столь истерической реакции у СМИ, как это 
было в начале 90-х годов. Категорически негативное отношение к гомосексуалам и 
гомосексуальности проповедуют коммунистические, национал-патриотические и 
религиозные издания. 
В начале 90-х годов издавалось несколько гей-журналов ("Арго", "1/10", 
"Гей-славяне" и др.) и одна газета ("Тема"), однако, к концу десятилетия все 
они закрылись, в основном, по финансовым соображениям. В настоящее время 
специфически геевско-лесбийских средств массовой информации не существует, 
однако ряд изданий (например, "Птюч", "ОМ") регулярно публикуют материалы на 
тему гомосексуальности. Информационный вакуум отчасти восполняется через 
Интернет, огромную работу в этом отношении проводит ежедневно обновляемый 
информационный сервер российских геев, лесбиянок и бисексуалов Gay.Ru.
Религия и гомосексуальность
Русская Православная Церковь занимает резко негативную позицию по отношению к 
гомосексуальности, которая была подтверждена и распространена для всеобщего 
сведения в официальном документе, озаглавленном "Основы социальной концепции 
Русской Православной церкви". Документ был принят Архиерейским собором в 
августе 2000 года. В нем, в частности, говорится: "(церковь) считает 
гомосексуальность греховным повреждением человеческой природы, которое 
преодолевается в духовном усилии, ведущем к исцелению и личностному возрастанию 
человека". И далее: "Церковь ... решительно противостоит попыткам представить 
греховную тенденцию как "норму", а тем более как предмет гордости и пример для 
подражания". Кроме того, РПЦ рекомендовала не допускать лица, "пропагандирующие 
гомосексуальный образ жизни", к преподавательской и воспитательной работе, а 
также на начальственные должности в армии и исправительных учреждениях. Вместе 
с тем, в конце 90-х годов в РПЦ разразился ряд крупных скандалов, связанных с 
обвинениями высокопоставленных иерархов церкви в гомосексуальности и совращении 
несовершеннолетних (например, епископ Никон в Екатеринбурге). 
Не менее негативно отношение к гомосексуалам и в преимущественно мусульманских 
регионах Российской Федерации. В конце 90-х годов Аслан Масхадов ввел в 
Чеченской республике применение "закона Шариата", в соответствии с которым 
гомосексуальный акт карался побиванием камнями до смерти.
Заключение
Прекращение уголовного преследования гомосексуализма однозначно положительно 
сказалось на положении российских геев и лесбиянок, позволило им стать 
"видимыми" в обществе. С одной стороны, их "заметность" спровоцировала ответную 
реакцию неприятия и гомофобии ("раньше не было никаких голубых, а теперь вон 
сколько развелось!"), но с другой стороны, российское общество постепенно 
привыкает к их существованию. К сожалению, средства массовой информации мало 
или практически ничего не делают для того, чтобы изменить негативные стереотипы 
восприятия и развеять традиционно-картикатурные образы "изнеженных манерных 
геев" и "грубых маскулинных лесбиянок". Равным образом и сами российские геи и 
лесбиянки не ощущают необходимости социального объединения и политической 
активности для борьбы с дискриминацией и создания собственного позитивного 
образа.

 
 [Весь Текст]
Страница: из 3
 <<-