Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Арт-терапия :: Грегг М. Ферс Тайный мир рисунка Исцеление через искусство
<<-[Весь Текст]
Страница: из 64
 <<-
 
детей младшего возраста, наиболее склонных к коммуникации с
помощью символов, заключенных в спонтанных рисунках вследствие
того, что их способность абстрактного вербального выражения развита не
в полной мере. Грегг также показал, что данный метод эффективно
применим к взрослым людя м, неуравновешенным подросткам, а также к
братья м, сестрам и родителя м очень тя жело больных детей. Врач,
работающий со спонтанными рисунками, почувствует не только
исключительную пользу, но и большие возможности данного
аналитического средства. К тому же, люди рисуют охотно и занимаются
этим с определенным энтузиазмом, не проя вля я его в других ситуация х
при общении с врачом. Просто они испытывают всеобщую потребность в
самовыражении.
В основе книги Грегга лежит идея , впервые высказанная два
деся тилетия назад Сьюзан Бах и Йоланде Якоби. Пациенту дают
карандаши и бумагу и прося т нарисовать что-нибудь экспромтом.
Рисунок готов в считанные минуты. Как и я зык снов, я зык рисунков . это
голос бессознательного, звучащего в те моменты, когда сознанию не
хватает слов.
В рисунках причудливо переплетается информация , источниками
которой я вля ются как открытые, так и глубинные пласты человеческой
души. Аналитик устанавливает со своим пациентом свя зь, не на уровне
сознательного общения , а на уровне бессознательного диалога
интуиции аналитика с зачастую тайным я зыком бессознательного,
проя вля ющимся в рисунках. По этой причине, непременным условием
я вля ется тщательный профессиональный тренинг, поскольку склонность
аналитика к субъективной оценке рисунка часто не заметна ни ему, ни
его коллегам. По завершении необходимой подготовки, специалисты
обретают способность интерпретировать рисунки с пользой с
терапевтической точки зрения , причем извлекаемая польза
исключительно важна как для интерпретатора, так и для автора рисунка.
Другим очень полезным аспектом интерпретации рисунков по Греггу
я вля ется то, что я определя ю как <превентивная психиатрия >. Грегг
неоднократно указывает, особенно описывая берущий за сердце случай
в разделе Введение, что некоторые соматические заболевания скрыто
проя вля ются в произвольных рисунках за недели, меся цы, а иногда и
годы до их реального диагностирования . Таким образом, произвольные
рисунки могут послужить в качестве диагностического средства (хотя
Грегг призывает не переоценивать этот аспект его работы) наря ду с
чисто аналитическими средствами.
<Тайный мир рисунка> публикуется в исключительно благоприя тное
время . Вышеупомя нутое положение о взаимодействии сомы и психики
получает в последние годы все более широкую поддержку. Среди
аналитиков Европы и США взлет популя рности испытал метод
песочницы, это еще раз указывает на то, что конкретное отображение
содержаний души становится все более поня тным я влением, как в
теоретическом, так и в терапевтическом плане. Наконец,
танатологические исследования постепенно меня ют наши взгля ды на
смерть, которую нам следует рассматривать не как пугающее и
загадочное патологическое событие, а скорее как неотъемлемую стадию
развития психики отдельной личности. Это особенно важно, учитывая
степень значимости таких заболеваний как рак и СПИД в нашем
обществе; теперь с помощью метода Грегга мы можем протя нуть руку
людя м, внезапно осознавшим свою смертность или возможность смерти
своих близких, и наладить с ними не только благотворное общение в
плане врачебной помощи, но и помочь им перевести подсознательный
страх и эмоции в область сознания , противостоя ть им и побеждать.
Элизабет Кюблер-Росс
Вступление
Я очень рад, что Грегг Ферс написал книгу, которая я вля ется
событием, поскольку до нее в литературе по психологии существовал
пробел, касающийся целой области. Это особенно неожиданно для
аналитической психологии, тем более, что миру рисунка отводится особо
важное место в концепции души по Юнгу.
Возможно, одной из основных причин этой немоты я вля ется чувство
боя зни, разделя емое как аналитиками, так и неспециалистами,
возникающее вся кий раз при необходимости методичного исследования
психической материи. Может возникнуть вопрос: а не несет ли любое
наставление по интерпретации рисунков опасности насилия над
самобытным и сложным проя влением души? Не обеспечивает ли сам
процесс рисования , сопровождающийся ощущением свободы и
творчества, достаточно эффективного лечебного воздействия , не
требующего дополнительного психологического анализа? И не сводит
ли интерпретация на нет эмоционально и психологически благотворный
эффект рисования , ту пользу от преодоления узких рамок сознания и
приобретения возможности роста благодаря игре и творчеству?
Хорошо известно, что некоторые представители помогающих
профессий либо руководствуются вышеуказанными соображения ми,
либо подвергают сомнению ценность символичности выражения
предсознатель-ного, и поэтому напрочь отвергают попытки
интерпретации спонтанных рисунков. Не позволя я своим пациентам
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 64
 <<-