Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Арт-терапия :: Грегг М. Ферс Тайный мир рисунка Исцеление через искусство
<<-[Весь Текст]
Страница: из 64
 <<-
 
рубежа и
получивший последние годы распространение в России и других странах СНГ.
2 Автор настоя щего предисловия возглавля л правительственную комиссию по 
<реабилитации>
психоанализа, состоя щую из представителей разных специальностей . врачей, 
психологов,
философов, педагогов и др.
проблема <бессознательного> в лучшем случае игнорировалась в
бывшем СССР вплоть до поя вления работ Ф. В. Бассина и его
грузинских коллег (см. Ф. В. Бассин, А. С. Прангишвили, А. Е. Шерозия
<О поя влении активности бессознательного в художественном
творчестве> // Вопросы философии. . 1978, №2, .с. 57.69).
Книга Г. Ферса отличается глубоким содержанием, композиция ее
хорошо продумана, цветные иллюстрации сопровождаются тонким
анализом рисунков. Следует отметить, что в отличие от многих
исследователей, Г. Ферс изучал творчество разных групп людей .
больных (детей и взрослых) и формально здоровых . однако имеющих
те или иные жизненные проблемы, порой находя щихся в трагической
ситуации. Потря сают рисунки детей, страдавших лейкемией, и их
интерпретация автором. Впрочем, интерпретация всех 95 рисунков
проделана мастерски. Язык монографии очень выразительный (тут и
бесспорная заслуга российского переводчика). Многие места книги
хочется цитировать. Например, <способ создания рисунка не имеет
особого значения , поскольку все рисунки открывают дорогу к психике
или содержания м бессознательного конкретного человека>. Г. Ферс
выразительно подчеркивает роль Символа в дея тельности
арттерапевта, который (символ) <обладает целебным воздействием,
стремя сь к сбалансированности и целостности личности>. И еще одно
высказывание. Чтобы стать настоя щим терапевтом, <надо научиться
думать сердцем, а не умом>. И, наконец, приводимая в тексте книги
древня я китайская пословица, заимствованная у К. Юнга, . <если
неправильный человек использует правильные методы, то правильные
методы поведут по неверному пути>. Замечательные слова, которые
надо иметь в виду арттерапевтам и психотерапевтам самого широкого
спектра (да и не только психотерапевтам). К достоинствам книги надо,
несомненно, отнести и страницы, где говорится о <фокальных точках>,
т. е. по сути о методике общения арттерапевта с пациентом. В книге
вообще много достоинств. Их, кстати сказать, отмечают и авторы
вступительных слов к ее англо-немецким издания м . Элизабет Кюблер-
Росс и д-р Пол Бруште. К их прекрасным словам трудно что-либо
добавить. Отметим также еще одно ценное качество предлагаемой
читателю книги . превосходно составленную библиографию, которая
изложена нетрадиционно . в виде кратких рефератов (абстрактов,
резюме) обозначенной работы того или иного исследователя . К
сожалению, в библиографии приводится литература лишь англоя зычных
авторов (за редким исключением). Я предлагаю читателю глубже
познакомиться с прекрасной книгой Грегга Ферса, пронизанной любовью
и состраданием к человеку . маленькому и большому . в его муках и
терзания х в нашем мя тущемся современном мире.
Директор Санкт-Петербургского научно-исследовательского
психоневрологического института им. В. М. Бехтерева,
заслуженный дея тель науки РФ, доктор медицинских наук,
профессор М. М. Кабанов
Вступительное слово
Грегг Ферс написал книгу, которая послужит терапевтам и
неспециалистам великолепным пособием по интерпретации рисунков.
Грегг Ферс был моим студентом, а также учился у Сьюзан Бах,
британского аналитика, и в настоя щее время он, возможно, обладает
наибольшими знания ми и талантом из всех тех, кто работает в данной
области в Соединенных Штатах. В то время как в моей работе и в той,
что проводит Сьюзан Бах, основное внимание уделя ется рисунку как
средству коммуникации с неизлечимо больными, Грегг Ферс расширил
границы применения данного метода, внедрив его в сфере
повседневной терапии, т. е. применительно к людя м, необя зательно
стоя щим на пороге смерти, но также получающим помощь благодаря
выражению неосознанного в спонтанных рисунках.
Как пишет Грегг Ферс в своей книге, спонтанные рисунки я вля ются
одними из наиболее эффективных инструментов и одновременно
легкодоступными для аналитика. Создание такого рисунка . дело
нескольких минут, и нужны для этого всего лишь бумага и набор
цветных карандашей. Сделать такой рисунок можно в любом месте . и
на больничной койке, и за школьной партой; а по насыщенности
информацией о душевном состоя нии эти рисунки не уступают
сновидения м. В то время как интерпретация снов требует от аналитика
многих лет интенсивной учебы, квалифицированные суждения по
интерпретации спонтанных рисунков могут быть сделаны любым
человеком, обладающим чувством ответственности и состраданием .
преподавателем, свя щенником, врачом и т. д., сознательно
использующим руководство, которым нас снабдил Грегг Ферс. Изначально
данный метод был разработан для нужд терапии неизлечимо больных
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 64
 <<-