|
рон
кую доспех бесстрашия. Помните, эта закалка не может быть совершена в одночасье.
В разных температурах закаляется меч; даже Будда не отрицал, что в самый
счастливый час надо помнить о несчастье, не уменьшая радости.
Но закаленная радость не знает пугал. Радость есть особая мудрость.
3.164. Врач предвидит течение болезни, и вы принимаете предложенные меры.
Астроном предвидит солнечное затмение, и вы запасаетесь необходимым освещением.
Социальный психолог предвидит течение событий, тогда вы кричите: «Пророк!» – и
в ужасе прячетесь в самые темные уголки.
Конечно, вы делаете это будто бы для сохранения научных методов, но, в
сущности, лицемерие и страх мешают вам поразмыслить, где больше настоящего
знания – в близоруком ли суждении врача, ползающего по внешним покровам, или в
дальнозоркой меткости социального провидца, в котором сочетался опыт с
непреложностью.
Вспомните ваших социальных пророков, которые на столетия вперед намечали
события человечества. Вы не называете их мистиками или ханжами. Вместе с Нами
вы зовете их дальнозоркими психологами. На этом определении Мы с вами
согласимся и остановимся.
Кстати, вспомним, что осужденное слово пророк значит предрекающий.
Социальные пророки предрекали течение событий; значит, это понятие не менее
реально, нежели медицина и астрономия.
Махатма означает великая душа, вместившая явления Нового Мира.
Но не будем назойливы – эта особенность в общине осуждена. Согласие
достигается не толчками, но шепотом на чуткое ухо. Явите понимание, что есть
чуткое ухо, для которого Беспредельность превращается в предел человеческих
возможностей. Тот прав, кто может покрыть суждения противника полностью, не
касаясь начала и конца его. Для этого нужно быть, хотя бы в малой мере,
предрекающим, вернее, реально дальнозорким.
3.165. При устройстве общин наблюдайте, чтоб под личиной исполнения
заветов не обнаружилось своекорыстия. Уничтожение творческих завоеваний следует
за темным своекорыстием. Скажут – этот червь слишком свойственен невежеству
человечества. Тем более нужно знать причину его зарождения. Самой существенной
причиной будет преимущество. Надо всеми силами разрушать этот вредный призрак.
Устройство общины, прежде всего, предусматривает равенство. Допустите ошибку
против равенства – и вы сразу натолкнетесь на губительное преимущество.
Явление неравенства создает качели: больший подъем одного создает лишь
больший подъем другого. Единственный выход избавиться от расшатывания столбов –
это равенство.
Находятся циники, которые говорят – пусть качаются, тем более энергии в
пространстве. Замечание не лишено смысла, но именно общее дело настолько
нуждается в заботливости, что явление истинной экономии сил должно быть
допущено.
Самый экономный принцип – равенство, оно уничтожает преимущество и
своекорыстие.
3.166. Истинный жар-цвет – настоящее бескорыстие, но оно должно быть
проявлено не только поступками, но именно в сознании. Поступки, как блуждающие
тени, являются неточным отражением, и вихрь дрожащих условностей скрадывает
смысл действия.
Можно ли судить поступок без причины и следствия? Тогда спаситель окажется
оскорбителем и отдавший покажется скупцом. Но не легко установить сознание
бескорыстия – неминуема индивидуальность. И сочетание бескорыстия может
произойти лишь при ясном осознании будущего. Бескорыстие не строится на опыте
прошлого, только реальное ощущение будущего может сложить внутреннее суждение о
границах возможного. Кто думает в тишине ночи: «Прошлое научило меня ценности
бескорыстия», – тот узник.
Нужно пропеть гимн бескорыстию в лучах Солнца, как птица – единое свое
выражение, зная будущий день, когда суждено начало перелета. Понятие перелета
имеет значение для осознания бескорыстия.
Будущее можете понять, как оборот от ночи ко дню. Проспят сонные, но
Община бодрствует. Наша Стража не считает ни один дозор ничтожным.
3.167. Часто было сказано – отдых может быть достигнут не сном, но
переменой труда. Конечно, кто-то перестал спать и получил плохие следствия.
Нужно предварительно научить нервные центры работать группами. Нужно расчленить
центровую работу. Нужно уметь соединить самые неожиданные группы и затем быстро
сменять их комбинации.
Так уличный музыкант, играя одновременно на нескольких инструментах,
проделывает уже одно из полезных упражнений. Диктование одновременно нескольким
писцам полезно. Соединение чтения и диктования полезно. Движение рук в
противоположном направлении полезно. Остановка дыхания и мышления полезна.
Можно перечислить множество упражнений воли, о которых можно сказать: пчелы
создают улей терпением.
3.168. Осторожно выражайте желания. Каждый знает много притч и сказок,
дающих описание уродливых последствий неосторожных желаний. Помните, как раджа
желал получить прекрасный дворец и получил его, но, входя, подумал о тигре
нападающем – и тигр явился и растерзал его.
В символах притч много реальности. Если бы люди осознали мощь воли, то
многие явления получили бы практическое объяснение. Конечно, не насильственное
напряжение воли, но динамичность согласов
|
|