Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Жизнь Замечательных Людей :: Валентин Яковенко :: Валентин Яковенко - Адам Смит. Его жизнь и научная деятельность
 [Весь Текст]
Страница: из 37
 <<-
 
Валентин
Яковенко

Адам Смит. Его жизнь и научная деятельность

Эти биографические очерки были изданы около ста лет назад в серии «Жизнь 
замечательных людей», осуществленной Ф.Ф.Павленковым (1839–1900). Написанные в 
новом для того времени жанре поэтической хроники и историко-культурного 
исследования, эти тексты сохраняют ценность и по сей день. Писавшиеся «для 
простых людей», для российской провинции, сегодня они могут быть рекомендованы 
отнюдь не только библиофилам, но самой широкой читательской аудитории: и тем, 
кто совсем не искушен в истории и психологии великих людей, и тем, для кого эти 
предметы – профессия.

Валентин Яковенко
Адам Смит. Его жизнь и научная деятельность


Биографический очерк В. И. Яковенко
С портретом Адама Смита, гравированным в Лейпциге Геданом







ГЛАВА I. НАКАНУНЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ



Необходимость некоторого предварительного знакомства с экономической жизнью 
эпохи. – Натуральный характер хозяйства в средние века. – Усиливающийся рост 
городов. Влияние крестовых походов. – Влияние открытия Америки и морского пути 
в Индию вокруг Африки. – Разрушение старого экономического строя в Англии. – 
Изменения в населении, сельском хозяйстве, промышленности. – Машины. – Торговля.
 – Промышленная и торговая опека правительства. – Умственное движение XVIII 
века. – Меркантильная теория. – Зарождение новых воззрений: Нетти, Дёдлей, Норт,
 Локк, Юм. – Школа физиократов во Франции: Кенэ, Тюрго




Адам Смит приобрел мировую известность своими
“Исследованиями о природе и причинах богатства народов”.
Многие считают его творцом политической экономии. Политическая же экономия, 
исследующая законы производства, распределения и потребления материального 
богатства, состоит в самой тесной связи не только с общим состоянием знания и 
умственным развитием человечества, но и с экономической жизнью или 
экономическими отношениями известного момента. Более чем к какой-либо другой 
науке к ней приложимо утверждение, что та или другая теория есть дело не 
столько усилий единичного творческого ума, сколько известных внешних явлений в 
жизни общества. Тут deus ex machina, хотя бы machina представляла лабораторию 
гениальнейшей головы, не появляется. Поэтому, чтобы понять и оценить любую 
экономическую теорию, необходимо изучить экономическую жизнь соответствующего 
времени. Тем более необходимо такое изучение для оценки великого произведения 
шотландского философа. Оно оказало громадное влияние на ход экономической и 
вообще общественной жизни только потому, что само было настоящим, подлинным 
продуктом и выражением радикально изменившихся условий производства и обмена. 
Революция, совершившаяся без всяких деклараций и провозглашений о самой себе в 
экономических условиях общественной жизни, нашла своего истолкователя в лице 
человека, совершенно чуждого какой бы то ни было
деятельной
жизни, всецело погруженного в свои
отвлеченные
занятия. Познакомимся предварительно, хотя бы самым беглым образом, с этими 
экономическими изменениями в ходе общественной жизни, а затем перейдем к Адаму 
Смиту и его великим экономическим открытиям, которые, по словам Бокля, “в 
продолжение двух поколений уже произвели полное изменение в торговом 
законодательстве нашей страны (Англии), а теперь хотя медленно, но верно 
действуют на другие европейские государства, где общественное мнение не так 
могущественно и где потому трудно установить великие истины и искоренить старые 
заблуждения”.

Экономические отношения и деятельность в средние века отличались, по сравнению 
с современными, чрезвычайной простотой и несложностью. Христианская церковь, 
представлявшая в ту пору господствующую общественную силу, не могла, по самой 
сущности своего учения, особенно поощрять развитие материальных интересов. Она 
преследовала более возвышенные цели. Правда, она возводила в религиозный догмат 
необходимость труда, но при этом доводила до минимума материальные потребности 
 
 [Весь Текст]
Страница: из 37
 <<-