|
религиозных и политических течений. В такой атмосфере необходимо должны были
создаваться люди, глубоко преданные своему делу, у которых служение Богу было в
то же время служением обществу и служением не в том, чтобы подгонять общество
под существующие формы, оправдывая их сомнительными ссылками на Священное
Писание, но в том, чтобы подвигать его на путь совершенства. Правда, предел,
его же не прейдеши – конечно, по личным воззрениям отдельных представителей
этой среды – нередко нарушал единство гуманных стремлений последних, но только
единство, и все потому же, что эти люди не могли отрешиться раз и навсегда от
завещанного традициями взгляда на прошлое как на незаменимый стереотип для
настоящего и будущего. С этим придется считаться, говоря о Маколеях.
В самом начале XVIII века один из представителей этой фамилии, Олэ, дед Захарии
Маколея, был священником в Шотландии. Он исполнял свою обязанность чрезвычайно
ревностно и при самых тяжелых условиях, не имея ни храма для службы, ни хлеба и
вина для таинства, ни земли, ни церковного дома. Старший сын его Кеннет –
подобно отцу, священник – выступал в то же время на литературном поприще, а
другой, Джон, того же звания, отличился еще в юные годы как ярый противник
Стюартов и фанатичный виг. Он едва не сделался причиной гибели претендента на
английскую корону, Карла-Эдуарда, потому что выследил его местопребывание и
донес об этом властям. В более мирной обстановке Джон был известен как
замечательный оратор и пользовался влиянием среди сограждан. В 1774 году он
покинул Инверари, где началось его священничество, и переселился в Кардрос в
Домбартоншире, где провел пятнадцать лет до конца своей полезной и почтенной
деятельности.
Джон Маколей был женат дважды. Его первая жена умерла от родов, а восемь лет
спустя, в 1757 году, вдовец женился на Маргарите Кэмбел, от которой имел
патриархальное число потомков. Воспитание всех этих двенадцати велось по
старинной шотландской системе, сохранявшейся в семьях священников: чистый
воздух, скромная пища и довольно основательные познания в светских и духовных
науках. Первый из питомцев этой системы, старший сын Олэ, был впоследствии
священником и вместе с тем славился как знаток древностей и учитель, причем в
качестве последнего был известен даже в придворных кругах. Он работал также на
литературном поприще и написал несколько памфлетов и исследований. Как ни
почтенны, однако, личности Олэ Маколея и его родичей, не их заслуги привлекли к
этой фамилии сперва все английское, а потом и всемирное внимание. Она обязана
этим двум последним своим представителям: брату только что названного Олэ –
Захарии и его сыну Томасу.
Биографических сведений о Захарии Маколее немного. Он родился в 1768 году и
всего шестнадцати лет уже занимал самостоятельное положение на службе в одном
шотландском торговом доме. Как бухгалтер он был послан своими доверителями в
Вест-Индию на остров Ямайка и оказался лицом к лицу с плантаторами и неграми,
их рабами. В теории это не было для него неожиданностью. Даже больше. В теории
рабство не казалось ему злом, с которым надо бороться. Так воспитали его
семейные предания, и это было слабое место не одних Маколеев, для которых, как
для многих других, прошлое было стереотипом настоящего, и что существовало в
этом прошлом, то должно было существовать и в будущем. В глазах этих людей
рабство пользовалось всеми правами на существование, потому что слово «раб»
упоминается в Библии, и та же Библия говорит рабам: «Рабы, повинуйтеся владыкам
вашим». Но на практике большинство этих людей отступало от своей программы: в
их исторической преданности общественным интересам, благу человечества и
гуманности была их сила. Как только практика свела Захарию с теоретически
признанной «необходимостью», он сразу почувствовал, что эта «необходимость» –
зловонная язва и что никакие ссылки на Священное Писание не могут оправдать
страданий одной стороны и насилия другой. В выборе средств врачевания язвы он
был не так решителен. Он взглянул на дело сперва глазами филантропа, с
сокрушенным сердцем проливающего елей на раны страдальцев, без всякой мечты о
новом порядке. Одним словом, вначале это был один из сострадательных самарян,
поправляющих злодеяния разбойников, но чуждых огня негодования… Нагих они
одевают, голодных кормят, к заключенным приходят со словом утешения, но редко
восклицают «Quousque tandem, Catilina?!»
[1]
и еще реже низвергают Катилину.
В этом духе начал действовать и Захария. Он решил сперва пойти на компромисс и
в продолжение своего восьмилетнего пребывания на Ямайке, по собственным его
словам, стремился, сколько мог, «облегчить страдания значительного числа своих
собратьев и сделать для них возможно слаще горькую чашу рабства». Не принадлежа,
однако, к числу филантропов, совесть которых успокаивается перемещением
копейки из их кошелька в руку голодного собрата и которые, как бывали тому
примеры, даже впадают в грусть при мысли о возможности такой эпохи, когда не
будет надобности в подобной гимнастике души, Захария не замедлил почувствовать,
что подслащивание горькой чаши рабства – лишь начало более серьезного дела:
уничтожения самого рабства.
Конечно, выступить с подобным проектом перед вест-индскими плантаторами нечего
было и думать. Рабство было фундаментом их благополучия, счастьем их семей,
источником радостей их бытия, и они зорко оберегали его, с тем большим успехом,
что пропаганда освобождения негров легко подводилась под параграф о возбуждении
опасного недовольства и затем рассматривалась судом присяжных из тех же
рабовладельцев и их сторонников. Для делового человека, каким был Захария
Маколей, несмотря на его молодость, было совершенно ясно, что изменение
|
|