|
рисованием Гоголь занимался усердно. Он охотно слушал теоретические рассуждения
об искусстве своего учителя Павлова, человека, преданного делу, и сам много
рисовал и карандашом, и красками.
Вообще же, занятие науками или тем, что читалось в классе под именем науки,
привлекало очень немногих лицеистов. Некоторые из них проводили время в
шалостях, даже кутежах, производивших в городе скандалы; другие придумали себе
более благородное развлечение – устройство домашних спектаклей. Инициатором
этих спектаклей был, по всей вероятности, Гоголь, который, возвратясь после
каникул в училище, с увлечением рассказывал о домашнем театре Трощинского и
привез пьесы на малороссийском языке. В первых представлениях участвовали
немногие воспитанники; они играли в классе без подходящих постановок и
декораций, без занавеса, взамен которого просто расставляли классные доски. Но
мало-помалу страсть к театру распространилась среди лицеистов. Они сложились,
устроили себе костюмы и кулисы. В январе 1824 года Гоголь пишет отцу:
«…Прошу вас покорнейше прислать мне комедии, как то: „Бедность и благородство
души“, „Ненависть к людям и раскаяние“, „Богатонов, или Провинциал в столице“,
и ежели каких можно прислать других, за что я вам очень буду благодарен и
возвращу в целости. Также, ежели можете, то пришлите мне полотна и других
пособий для театра. Первая пьеса у нас будет представлена „Эдип в Афинах“,
трагедия Озерова. Я думаю, дражайший папенька, вы не откажете мне в
удовольствии сем и прислать нужные пособия, так если можно прислать и сделать
несколько костюмов, сколько можно, даже хоть один, получше ежели бы побольше;
также хоть немного денег. Сделайте только милость, не откажите мне в этой
просьбе. Когда же я сыграю свою роль, о том я вас извещу».
Начальство гимназии покровительствовало этой затее воспитанников, находя, что
она отвлекает их от вредных шалостей и служит развитию их эстетического вкуса.
И. С. Орлай вздумал воспользоваться ею, чтобы побудить лицеистов прилежнее
заниматься иностранными языками, и требовал, чтобы они время от времени ставили
у себя в театре французские пьесы. Они согласились, но предпочитали
представления на русском языке. Мало-помалу театр в лицее так
усовершенствовался, что на него стали приглашать и городскую публику.
В феврале 1827 года Гоголь пишет матери: «Масленицу всю неделю мы провели так,
что желаю всякому ее провести, как мы: всю неделю веселились без устали. Четыре
дня сряду был у нас театр, и к чести нашей признали единогласно, что из
провинциальных театров ни один не годится против нашего. Правда, играли все
прекрасно. Декорации были отличные, освещение великолепное, посетителей много,
и все приезжие, и все с отличным вкусом».
Лучшими актерами в этом лицейском театре считались Гоголь и Кукольник, будущий
автор пьесы «Рука Всевышнего отечество спасла». Гоголь возбуждал общий восторг
в комических ролях, Кукольник – в трагических. Женские роли исполнялись также
лицеистами. Роль Простаковой из «Недоросля» была одной из лучших в репертуаре
Гоголя; приятель его Данилевский, хорошенький, грациозный мальчик, изображал
Моину, Антигону и вообще всяких нежных красавиц.
Кроме театра, Гоголь стал рано увлекаться и чтением. Он доставал книги от
своего отца, от учителей, из библиотеки Трощинского, тратил на них значительную
часть своих карманных денег и в складчину с несколькими товарищами выписывал
сочинения Жуковского и Пушкина, «Северные цветы» Дельвига и другие журналы и
альманахи. «Евгений Онегин», выходивший тогда по частям и считавшийся до
некоторой степени запретным плодом, приводил в восторг юных лицеистов. Гоголь
выбран был хранителем книг, выписываемых в складчину. Он выдавал их для чтения,
строго наблюдая очередь; получивший книгу должен был с нею усесться чинно на
определенное место и не вставать с него, пока не возвратит. Мало того, так как
руки читателей редко отличались чистотой, то библиотекарь, прежде чем выдать
книгу, оборачивал каждому бумажкой большие и указательные пальцы.
Увлекаясь чтением, лицеисты и сами пробовали писать. Первые литературные опыты
Гоголя были написаны в стихотворной форме.
В одном из младших классов гимназии он читал своему товарищу Прокоповичу
балладу «Две рыбки», в которой изобразил себя и своего рано умершего брата.
Позднее он написал пятистопными ямбами целую трагедию: «Разбойники». Но главное
содержание его стихотворений было сатирическое: он осмеивал в них не только
товарищей и учителей, но и других обывателей города. Один из школьных приятелей
Гоголя имел в руках довольно объемистую сатиру его на жителей Нежина: «Нечто о
Нежине, или дуракам закон не писан». В ней изображались типические лица разных
сословий при торжественных случаях, и разделялась она на следующие главы: 1)
Освящение церкви на Греческом кладбище. 2) Выбор в городской магистрат. 3)
Всеедная ярмарка. 4) Обед у Предводителя дворянства. 5) Роспуск и съезд
студентов.
Гоголь не придавал никакого значения всем этим шуточным стихотворениям, считал
их простой забавой; он и все его товарищи находили, что настоящие сочинения
должны касаться предметов серьезных и быть написаны торжественным, высоким
слогом. Пример «Вестника Европы» Карамзина, книжки которого Гоголь получал от
отца, соблазнил лицеистов, и они решили издавать свой собственный журнал.
Гоголь был выбран редактором этого журнала, носившего заглавие «Звезда».
Мальчикам хотелось придать своему изданию вид печатных книг, и Гоголь
просиживал целые ночи, разрисовывая заглавные листы. Сотрудники держали статьи
свои в величайшей тайне от прочих товарищей, и они знакомились с ними только
1-го числа, когда вся книжка была готова, «выходила в свет». Гоголь, и тогда
уже отличавшийся умением очень хорошо читать, часто громко прочитывал всему
классу свои и чужие произведения. Он поместил в «Звезде» несколько своих
стихотворений и большую повесть: «Братья Твердиславичи», подражание повестям
|
|