|
наследственных аренд),
учреждению «свободных хлебопашцев», в которые помещики могли переводить своих
крестьян, буде пожелают (пожелали 160 помещиков, взыскавшие при этом с
освобожденных крестьян – 45153 душ – в среднем по 396 рублей с души), да к
некоторым другим малозначительным мерам. Ничтожность предпринятого в пользу
крепостных особенно поразительна при сравнении с нередкими заявлениями
Александра I o своем отвращении к крепостному праву и желании освободить
крестьян.
Так же малопоследовательны были и те из окружающих Александра I в начале его
царствования, которые много говорили о бедственном положении крепостных и
необходимости улучшения этого положения, а между тем ровно ничего не делали для
того, чтобы облегчить собственных крепостных, и спокойно оставались крепостными
владельцами равных себе, что так возмущало их в теории. Рядом с этими
лицемерами едва ли не более симпатичными являются такие откровенные крепостники,
как Державин и Карамзин, которые прямо высказывали свои симпатии крепостному
праву, хотя эта откровенность и не могла нравиться Александру I.
Каразин не принадлежал ни к крепостникам, ни к либеральным противникам
крепостного права, остававшимся на деле крепостниками. Его воззрения на вопрос,
равно как и практическое отношение к нему, стоят совсем особняком.
Крестьяне, по взгляду Каразина, отнюдь не были собственностью помещиков. Против
такого взгляда на крепостных Каразин вооружается всеми своими силами. Они –
такие же «подданные государства», как и помещики. Самое слово «крестьяне», с
которыми веками связывалось понятие о крепостничестве, было ненавистно Каразину,
и он предлагал не употреблять его.
Отношение помещика к крестьянам слагалось из двух элементов: во-первых, он был
наследственным управителем их, начальником и, во-вторых, собственником земли,
на которой жили крестьяне.
«Помещика разумею я, – писал Каразин в 1810 году харьковскому губернатору
Бахтину, – наследственным чиновником, которому правительство, дав землю для
населения, вверило чрез то попечение о людях (поселянах), на оной жить имеющих,
и за них во всех случаях ответственность. Он есть природный покровитель сих
людей, их гражданский судья, посредник между ними и высшим правительством,
ходатай за них, попечитель о неимущих и сиротах, наставник во всем, что
принадлежит к добру их, наблюдатель за благоустройством и нравами: одним словом,
в отношении к государству он есть их генерал-губернатор в малом виде».
Так как помещик есть чиновник, управляющий крестьянами по поручению государства,
то это управление есть государственная служба, которая
«должна на себя обращать, как и все прочие, внимание правительства, его награды,
его одобрения, его руководство, его наказания. Незаботливость у нас державной
власти об управлении помещиками людей, причтение сих последних к делу
домашнему,
не государственному, вкрались к нам из чуждой для нас системы. Это смешение
начал породило множество зол: своеволие помещиков, их жестокость, их привычку
почитать людей, им вверенных, собственностью, их удаление из поместьев в
столицы, следовательно, развращение их, мотовство, разорение именитых домов и
проч., и проч.» (Записка 1820 г.).
Итак, крестьяне отнюдь не собственность помещиков. Крепостное право – отнюдь не
«право», а злоупотребление, дурная «привычка», обусловленная «незаботливостью
державной власти». Власть помещика над крестьянами есть власть поставленного
над ними чиновника, и потому пользование этою властью подлежит контролю со
стороны государства, награждению и наказанию. Мало того: «закон и правительство
должны блюсти», чтобы «удаление от благородных чувствований неминуемо влекло за
собою извержение из благородного сословия», т. е. из помещиков. Тут уж Каразин
высказывал, хотя и не вполне определенно, мысль о лишении помещиков «вверенных»
им крестьян в случае злоупотребления властью, данной помещикам лишь для
попечения о крестьянах, – мысль, которая и в голову не приходила тогдашним
либеральным противникам крепостного права.
Если у помещика нет никакого права на крестьян, а есть только власть над ними,
то он не имеет никакого права на какие-либо повинности с их стороны в свою
пользу в качестве их владельца, каковым он вовсе не состоит. Право его на
повинности возникает из того факта, что земля, которою пользуются крестьяне,
предоставлена государством в его собственность, потому размер этих повинностей
должен соответствовать выгодам, получаемым крестьянами от пользования этою
землею.
Вопрос о взаимных отношениях крестьян и помещиков занимал Каразина с ранней
молодости. Еще в 1792 году, когда он вступил в управление имениями,
пожалованными его отцу Екатериною II, и когда, следовательно, ему было всего 19
лет, он задумывался над вопросом об этих отношениях. В 1795 году он уже устроил
в имении Кручик сельскую думу, о которой мы будем говорить ниже, а в 1805 году,
тотчас по оставлении службы и поселении в деревне, он регламентировал
повинности своих крестьян, которые они должны были нести по отношению к нему
как помещику. Регламентация эта выражалась следующим образом.
Каждому крестьянину, или, по выражению Каразина, «поселянину», достигшему
|
|