|
огда не сделается приятным занятием для
его младшего сына, и потому решился поискать для него другое ремесло, которое
было бы более ему по душе. Он последовательно провел сына по целому ряду
мастерских, где работали представители самых разнообразных ремесел. В каждой
мастерской Франклин чему-нибудь обучался, и это впоследствии очень пригодилось
ему при его усовершенствованиях типографского дела и в особенности при научных
занятиях электричеством, когда Франклин легко изготавливал сам все необходимые
для него приборы, тем более, что их было невозможно достать в тогдашней Америке.
Но ремесла, которым бы Франклин увлекся, не находилось, и отец забирал его
последовательно из мастерских. Такое отношение отца Франклина к вопросу о
выборе занятия для сына показывает, что он стоял высоко над обычным уровнем
ремесленников, да и не одних ремесленников. В самом деле, многие ли родители,
даже из современной интеллигенции, могут выявить склонности детей для выбора их
будущности, не говоря уже о производстве испытаний, подобных тем, которые делал
отец Франклина для того, чтобы обнаружить склонности сына?
Ремесло, приходившееся более всего по душе Бенджамину, скоро было найдено.
Обстоятельства, из которых отец Франклина это заключил, могли говорить, однако,
о гораздо большем. Дело в том, что по выходе из школы Франклин обнаружил
чрезвычайную страсть к чтению. Книги в Америке были тогда редкостью, и их можно
было только покупать. И вот Франклин буквально всякую копейку, которая попадала
ему в руки, тратил на покупку книг. Сначала он зачитывался путешествиями. Затем
наступила очередь религиозных сочинений, чему, быть может, содействовало то
обстоятельство, что небольшая библиотека отца Франклина состояла исключительно
из религиозно-полемических сочинений. Чтение последних произвело на Франклина
самое своеобразное впечатление: религиозные споры сделались ему несимпатичными
на всю жизнь, и здесь уже было положено начало деизма, которого Франклин
придерживался до самой своей смерти. Следующими книгами, увлекавшими маленького
читателя, были “Жизнеописания” Плутарха, “Опыт проектов” Дефо и “Средства
делать добро” пуританского проповедника Матера. Особенно сильное впечатление на
Франклина произвела названная книга автора “Робинзона Крузо”. Она содержала
много оригинальных для своего времени идей, которые впоследствии большей частью
воплотились. В книге говорилось о лучшей организации банков, об улучшении дорог,
о необходимости ассоциаций для взаимной помощи в случае какого-либо бедствия,
об учреждении приютов для лишенных рассудка и слабоумных, о необходимости
давать образование женщинам и так далее. Надо заметить, что Франклину, когда он
увлекался книгой с таким содержанием, было всего 12 лет. Это показывает, что и
в детстве он представлял собою незаурядность.
Эта страсть к чтению убедила отца Франклина, что истинное призвание последнего
– ремесло типографа. В это время один из братьев Франклина, изучивший в Лондоне
ремесло наборщика, вернулся в Бостон и открыл здесь типографию. К нему и
пришлось поступить Бенджамину в качестве типографского ученика. По контракту,
заключенному на 9 лет, Франклин должен был оставаться до 21 года в качестве
ученика, не получая никакой платы, за исключением последнего года, когда брат
обязался уплачивать ему полную рабочую плату. Единственным вознаграждением
Франклина за его труд служило получаемое им от брата содержание.
Несмотря на свои молодые годы (он поступил в типографию всего двенадцати лет),
Франклин быстро усвоил всю технику типографского дела. Последнее в начале
прошлого столетия стояло на очень низкой ступени вообще, а в Америке, как дело
новое, оно было и совсем в неприглядном положении. Опытных мастеров не было.
Печатные станки были крайне несовершенны, а в случае их порчи не было людей,
умевших привести их в порядок; тысячи мелочей печатного дела, которые теперь
легко усвоить в хорошей типографии, тогда не были известны, и пионерам
печатного дела в Америке приходилось изобретать их самим. Франклин не раз
выручал типографию брата из затруднительного положения, то производя починки
печатающих приборов, то делая то или иное улучшение в технике дела, то, наконец,
отливая новые шрифты, чему он научился почти самостоятельно.
Работы в типографии продолжались подолгу и оставляли работающим слишком мало
свободного времени. Франклин вместо того, чтобы, подобно своим товарищам по
работе, тратить немногие свободные часы на отдых и удовольствия, употреблял их
на чтение. Он свел знакомство с мальчиками из книжных магазинов, и те давали
ему книги на прочтение с условием, чтобы он возвращал их чистыми и не мятыми.
Книги давались Франклину на самый короткий срок; иногда он получал книгу
вечером с тем, чтобы возвратить ее утром, и просиживал над ней целую ночь
напролет. Вскоре по поступлении в типографию Франклину открылась более
основательная возможность пользоваться книгами. Один из заказчиков брата,
богатый купец, имевший порядочную по тогдашнему времени библиотеку, посещая
типографию, обратил внимание на серьезное лицо юного Франклина и,
разговорившись с ним, был поражен его начитанностью и суждениями по вопросам,
которые, казалось, стояли выше понимания мальчика его лет. Купец пригласил
Франклина к себе и разрешил ему пользоваться книгами из своей библиотеки. Это
обстоятельство много содействовало умственному развитию Франклина, так как
благодаря ему он получил возможность прочитать целый ряд классических
произведений всех родов литературы.
К первым же годам пребывания Франклина в типографии относятся и его первые
литературные опыты. В тринадцать лет он сочинил две баллады, посвященные
событиям, случившимся около этого времени и поразившим его воображение –
кораблекрушению и взятию в плен морского разбойника. Баллады эти были одобрены
вышеупомянутым купцом, владельцем библиотеки, и по его рекомендации напечатаны
братом Франклина. Брошюрки с балладами разносились по городу самим Франклином и
продавались очень успешно. Это очень польстило Бенджамину, и он не на шутку
вообразил бы себя поэтом, если бы не
|
|