Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Жизнь Замечательных Людей :: Петр Исаевич Вейнберг - Генрих Гейне. Его жизнь и литературная деятельность
<<-[Весь Текст]
Страница: из 47
 <<-
 
то есть к тому роду, в котором он с первых же шагов своих на литературном 
поприще заявил себя таким великим мастером. Да и вообще эта девушка, как 
свидетельствует он же, имела «величайшее влияние» на пробуждение его 
поэтического дарования, «вследствие чего, – говорит Гейне, – мои первые 
стихотворения, „Traumbilder“, написанные вскоре после того, отличаются мрачным 
и жестоким колоритом, подобно обстоятельствам, накидывавшим в ту пору свои 
багровые тени на мою молодую жизнь и мыслительную деятельность». Мы охотно 
верим этому, хотя, конечно, далеко не одна Зефхен обусловила 
мрачно-романтический характер первых стихотворений Гейне, о чем, впрочем, будет 
еще у нас речь ниже, – точно так же, как, с другой стороны, признаем сделанным 
только для красного словца заявление, что наш поэт целовал эту девушку «не 
только по нежной склонности, но также вследствие насмешливого отношения к 
старому обществу и всем его темным предрассудкам»; достаточною натяжкою и 
искусственностью звучат слова его о том, что эти поцелуи впервые зажгли в нем 
«пламя тех двух страстей, которым осталась посвященною вся последующая жизнь 
его: любовь к красивым женщинам и любовь к французской революции». Насчет 
красивых женщин нисколько не спорим; относительно второго – сомневаемся, ибо, 
когда речь идет о презрении, с которым относятся к гнусному ремеслу палача и, 
невольно, всему, пусть и невинному (как Зефхен), что находится с ним в 
соприкосновении, то при чем тут «старое общество и все его темные 
предрассудки»?
Мы останавливаемся на этих эпизодах в жизни Гейне, конечно, не ради их, так 
сказать, житейского значения, ибо такового они отнюдь не имеют, и если 
впоследствии поэт неоднократно обращался к ним мыслью, то все это было не что 
иное, как только чисто поэтическое воспоминание. В этом именно, и только в этом,
 заключается их важность; тем именно и дороги они биографу, что он видит в них 
первые стимулы для творчества поэта, ибо, как заметил уже Байрон (тоже 
полюбивший, когда ему было 8 лет) – «для того, чтобы человек сделался поэтом, 
нужно, чтобы он или влюбился, или жил в бедствии». То же было и с Гейне: рано 
начав влюбляться, он очень рано стал и писать стихи, о достоинстве которых, 
однако, мы судить не можем, так как ни одно из первых произведений не дошло до 
нас. Но не одна любовь вызывала эти поэтические излияния. Несомненно, что в 
данном случае сыграли важную роль и местные условия того края, где прошли 
первые детские годы Гейне, эти цветущие берега Рейна, эта, по его словам, 
«прелестная страна, полная любви и солнечного света», в которой при этом 
совмещается много такого, что без труда может действовать на развитие 
поэтических задатков, особенно в романтическом направлении. Сидя ребенком на 
берегах этой «голубой реки, в зеркале которой отражаются гористые берега со 
своими развалинами замков, лесами и древними городами», будущий поэт слушал 
рассказы какой-то «прекрасной Иоганны», которая знала «самые прелестные сказки».
 «…И когда она, – читаем мы в „Путевых картинах“, – указывала белою рукою через 
окошко на горы, где происходило все, о чем она рассказывала, то со мной самим 
совершалось что-то волшебное: старые рыцари явственно вставали из развалин 
замков и били друг друга в железную броню; Лорелея снова стояла на вершине горы 
и пела свою милую, губительную песню; Рейн шумел так умно-успокоительно и в то 
же время обдавая такою чудною дрожью…»





На Рейне.
Акватинта Г.-И. Шютца. Начало 19 в.







Скала Лорелеи на Рейне.
Гравюра по рисунку Дильмана. 1830.



Подготовленный, таким образом, внутренне, поставленный в такую обстановку во 
внешнем отношении, Генрих Гейне оставил лицейскую скамью и вступил в жизнь.



Глава II. Университет и первые литературные опыты



Переезд во Франкфурт. – Будущего поэта отправляют в банкир жую контору и 
бакалейный склад. – Гейне – глава комиссионерской конторы в Гамбурге. – 
Ликвидация фирмы. – Любовь 16-летнего юноши к Амалии как первая ступень его 
поэтического развития. – Кутежи и оргии. – Гейне поступает в Боннский 
университет. – Отношение к нему профессоров. – Влияние Шлегеля. – Первые песни 
и начало «Альманзора». – Перемещение в Геттинген. – Саркастическое отношение 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 47
 <<-