|
просветительство. К тому же как человек, проникнутый религиозно-нравственными
идеями, он издавал научные сочинения, по преимуществу проникнутые этими идеями.
В то же время Новиков начал завязывать знакомства с московскими масонами, а
также с людьми, которые покровительствовали просвещению и могли быть ему
полезны в его деятельности. В этом ему много способствовал Херасков.
Одним из первых его знакомств в Москве было знакомство с князем Ю.Н. Трубецким.
С братом его, Николаем Никитичем, Новиков познакомился еще в Петербурге и
теперь только возобновил это знакомство. Трубецкие были просвещенными людьми
своего времени и жили открыто. У них собирались литераторы, художники,
путешественники и вообще все выдающиеся люди в области науки, искусства и
литературы.
В августе 1779 года Новиков познакомился с человеком, который, сделавшись его
другом и товарищем во всех его предприятиях, оказал огромное влияние как на
самого Новикова, так и на остальных его друзей. Человек этот, оставивший
глубокий и плодотворный след в истории русского просвещения, был немцем Иваном
Григорьевичем Шварцем.
Шварц был человеком скромного происхождения, родом трансильванец. Он посвятил
себя с юности ученой деятельности. В то время в Европе стали говорить о быстром
движении России по пути умственного и гражданского развития. Шварц, подобно
многим другим европейцам, заинтересовался этой страной, а также личностью
Новикова, о котором тоже много говорили как об издателе “Вивлиофики”, откуда
черпались документы для изучения России. В 1776 году князь И.С. Гагарин,
путешествуя за границей, познакомился со Шварцем и предложил ему ехать в Россию
в качестве воспитателя в семейство друга своего A.M. Рахманова, жившего в
Могилеве. Шварц принял это предложение. В 1779 году Рахманов умер, и Шварц
перебрался в Москву. За время пребывания своего в России он успел хорошо
выучиться русскому языку, полюбил Россию и решил остаться в ней, посвятив себя
педагогическому поприщу. Приехав в Москву, он стараниями Хераскова получил
место профессора немецкого языка при университете и тогда же познакомился с
Новиковым.
Шварц, как и Новиков, был масоном. Он вступил в масоны вскоре по приезде своем
в Россию и даже основал ложу в Могилеве. Однако в первое время знакомства между
Новиковым и Шварцем не заходило разговоров о масонстве. Отчасти это происходило
потому, что каждый из них был занят постановкой своего ближайшего практического
дела, а отчасти еще и потому, что Шварц принадлежал масонам “строгого
наблюдения”, т. е. системе, которой Новиков не сочувствовал и о которой,
естественно, не желал говорить.
В сентябре 1779 года Шварц начал читать лекции в университете. Он был
необыкновенно талантливым преподавателем и имел дар не только увлекать
слушателей своим предметом и заставлять их работать, но и привязывать к себе,
влияя на них в нравственном отношении.
Университетская конференция, видя талантливость Шварца, поручила ему
составление некоторых учебников и исследование недостатков в существовавших
тогда системах преподавания. Шварц стал писать проекты, которые всеми
одобрялись, но осуществить которые не было возможности. Прежде всего у нас
ощущался недостаток в преподавателях вообще; еще меньше было хороших
преподавателей. Требовалось их подготовить. Ввиду этого Шварц представил проект
образования при университете учительской, или педагогической, семинарии. Сам он
для этой цели пожертвовал университету пять тысяч рублей и много книг.
Конференция, согласившись с его проектом, решила ассигновать на это дело
проценты с капитала Демидова, пожертвованного на подготовку шести учителей. К
этой сумме примкнули и другие пожертвования лиц, сочувствовавших делу
просвещения, в том числе Новикова.
Таким образом, в ноябре 1779 года была открыта педагогическая семинария,
инспектором которой назначили Шварца.
Кроме того, в это же время Шварц, сблизившийся уже с Новиковым, задумал вместе
с ним основать общество, которое оказывало бы всевозможную поддержку истинному
просвещению в России. Общество это, известное впоследствии под именем
“Дружеского ученого общества”, имело целью издавать за свой счет полезные книги,
оригинальные и переводные, давать молодым людям возможность оканчивать
университетский курс в России, а также отправлять их для серьезного образования
за границу, выписывать способных учителей из-за границы и по возможности
воспитывать русских преподавателей. Это, тогда еще очень скромное, общество,
обладавшее самыми незначительными средствами, существовало вначале больше в
виде планов и намерений небольшого числа сочувствующих лиц, нежели в
действительности. Тем не менее, в конце 1779 года Новиков и его друзья, твердо
уверенные в успехе своего дела, вошли уже в сношения с епархиальным начальством
о присылке в университет из семинарий способных учеников, которых они брались
содержать за свой счет.
В то же время Новиков и Шварц старались всеми силами расширить свой кружок. Они
распространяли о нем слухи в обществе, заводили полезные для них знакомства,
группировали вокруг себя молодежь и добились – хотя многие считали их
мечтателями, а мечты их неосуществимыми – мало-помалу сочувствия и уважения в
обществе и даже покровительства нового генерал-губернатора Москвы, князя
Долгорукова-Крымского, сменившего князя Волконского. А в 1781 году обоим
друзьям удалось наконец организовать задуманное ими дело на прочных началах.
Случилось это благодаря тому обстоятельству, что Шварцу удалось привлечь к делу
известного в то время богача Петра Алексеевича Татищева, который употребил
впоследствии значительную часть своего состояния на цели, указанные ему Шварцем.
П.А. Татищев был сыном известного генерал-полицмейстера при императрице
|
|