|
распространилось в Шотландии и в Ирландии.
Шотландская масонская система
В Великобритании масонство впервые получило особую организацию и вместе с
принятием христианства превратилось в стройное нравственное учение с главным
девизом: “Противодействуй злу не злом, а добром”. Поэтому-то Англию масоны
считают родиной масонства новых времен.
В XVII или даже в начале XVIII века франкмасонство, распространившись по Европе,
преобразовалось в нравственно-философское учение, на которое имели большое
влияние учения теософов и алхимиков.
Теософы, или мистики, стремились познавать неизвестное, познать таинственные
законы, управляющие миром; понимание этих законов было, по их мнению, доступно
одним избранным, удостоившимся этой благодати через религиозное учение, любовь
к Богу и к ближним.
Алхимики же искали философский камень, могущий превращать в золото
неблагородные металлы. Этот же философский камень должен был доставлять
всеобщее лекарство, или так называемую “панацею”. Панацея не имела в виду
сделать человека бессмертным, но она способствовала укреплению в нем той
жизненной силы, ослабление которой, по мнению средневековой философии, было
причиною всех болезней. Учения теософов и алхимиков беспрестанно смешивались
между собою. И то, и другое имело в виду в большинстве случаев
совершенствование человека и условий его жизни – вообще человеческое благо,
хотя у алхимиков нередко к этим высшим целям примешивались и цели чисто
материальные: обогащение и продление возможности наслаждаться благами
человеческой жизни.
Под влиянием алхимиков и теософов франкмасонство превратилось в
нравственно-философскую корпорацию и было оставлено людьми низших сословий,
которые прежде составляли его большинство.
В масонстве существовало несколько систем, сообразно которым масоны делились на
“тамплиеров” (система строгого наблюдения), “циннендорфцев” (система слабого
наблюдения), “розенкрейцеров”, “мартинистов”, “иллюминатов” и других. Все они
имели свои отличия, но следовали и некоторым общим обрядам.
Пламенеющая звезда
Масонская печать
У масонов было множество условных знаков, по которым они узнавали друг друга
среди непосвященных. Места их собраний назывались
ложами.
Ложи принадлежали разным системам. Все ложи той или другой системы в одной
стране подчинены были центральной
ложе-матери
и одному провинциальному
Великому мастеру.
Масонство смотрело на себя некоторым образом как на продолжение Апостольской
церкви и допускало в своих ложах нечто вроде священнодействий. Так, например,
там произносились духовные речи; на столе, стоявшем перед креслом “мастера
ложи” и называвшемся
жертвенником,
лежало Евангелие, открытое на 1-й главе от Иоанна. В некоторых особых случаях
приносилась Богу “курительная жертва фимиама” и совершался обряд помазания.
Принятие женщин в ложу “Мопсов”
Прием в братство нового члена производился после его предварительного испытания
и присяги, которая обязывала его подчиняться отечественным законам и сохранять
масонские тайны. Обряды этого приема и принятия присяги были обставлены более
или менее торжественными церемониями.
Сначала они были просты, но с течением времени, с развитием масонства
превратились в целые представления, подчас очень мрачного характера. Так,
например, в некоторых системах новопринимаемый вводился в ложу с завязанными
глазами, и в момент, когда снимали с глаз его повязку, братья стремительно
приставляли к груди его острия мечей, а один из братьев стоял в это время в
окровавленной рубашке. При этом Великий мастер говорил, что мечи эти устремятся
|
|