|
искать каких-то других, высших, идеалов. С течением времени идеалы его
молодости, придя в столкновение с действительностью, стали вызывать в нем все
большие и большие сомнения, и Новиков начал искать пути для их разрешения. В то
время в умственной жизни Европы господствовало два течения: вольтерьянство и
масонство. К первому из них Новиков отнесся с самого начала недружелюбно: он
считал это направление вредным и боролся с ним в течение всей своей
деятельности. Ко второму же, не понимая его, он отнесся сначала скептически. А
между тем, душевное состояние его становилось все тяжелее – нужен был
какой-нибудь выход, – и вот в 1775 году Новиков попадает в масоны. Об этом
событии он впоследствии сам говорил следующее: “Находясь на распутии между
вольтерьянством и религией, я не имел точки опоры, или краеугольного камня, на
котором мог бы основать душевное спокойствие, а потому неожиданно попал в
общество”.
Как мы увидим дальше, Новиков вступил в общество масонов на совсем особых
условиях: он мог всегда выйти из него, если бы нашел в нем что-либо идущее
вразрез с его нравственными воззрениями. Очевидно, он вступал в масонство с
надеждой, что, может быть, получив возможность постигнуть тайны этого учения,
он найдет в нем душевное успокоение. А не найдет, так возвращение назад
остается для него возможным. Новиков не ушел из масонства: “Употребление
сделало привычку, – писал он в своих ответах Шешковскому, – привычка –
привязанность и любопытство к учению масонства и изъяснению гиероглифов и
аллегории…”
Масонская тайнопись
Из “Surles inconnus”, 1777
Прежде чем перейти к подробному рассказу о том, на каких условиях Новиков был
принят в масоны, и о дальнейшей его деятельности в качестве масона, мы должны
вкратце рассказать, чем было масонство вообще в Западной Европе XVIII века,
откуда оно взялось и каким образом перешло к нам.
Эмблема руки мистерий из книги Монфакона “Древности”
Масонство впервые появилось у нас в 50-х годах XVIII века. Оно пришло к нам
вместе с теми новыми идеями, которые стали около этого времени проникать из
Европы в Россию.
Франкмасонство существовало в Западной Европе в течение многих веков, прежде
чем сделаться известным в нашем отечестве. Франкмасоны, или, как их у нас
называли, вольные каменщики, составляли общества или братства, членами которых
являлись люди всевозможных наций, вероисповеданий и состояний. Происхождение
своего ордена масоны приписывают глубокой древности. Для объяснения этого
происхождения существует множество легенд, из которых, по свидетельству
Лонгинова, одной из наиболее уважаемых в масонских системах считают следующую:
Адам, по изгнании его из рая, был в наказание лишен первоначального своего
просветления. Но по истечении времени Бог смиловался над ним и дал ему знак
своего милосердия: луч того света, который озарял покинутый им рай. Луч этот
обладал такой благодатью и озарял ум такими божественными познаниями, о которых
люди, лишенные его, не имеют и понятия. Этот свет стал передаваться некоторым
избранным, как, например, Ною, другим патриархам и наконец дошел до
Иосифа-пустынножителя, который начертал на смарагдовой таблице основания
символического учения, известного избранным, получившим божественный луч, и
положил эту таблицу в Мемфийском храме, им самим основанном. Таким образом, это
предание хранилось у магов и дошло до Моисея.
“Мощь Ордена Вольных Каменщиков” Символическое изображение XVIII века.
В окончательную систему символика и обрядность масонского учения приведены
Соломоном. Для постройки Иерусалимского храма были вызваны сто тридцать тысяч
каменщиков разных наций. Они были разделены Соломоном на три разряда или
степени: мастеров, товарищей и учеников. Каждая из этих степеней получила свои
правила и отличающие ее от прочих знаки и слова, из которых те, которые
принадлежали высшим степеням, были утаены от низших.
Проследить историю масонства через целый ряд веков очень трудно. Масонские
общества существовали и в Греции, и в Риме среди людей, занимавшихся
строительным искусством. Во время гонений на христиан в среде последних было
много римских каменщиков. Спасаясь от преследований, они перебрались в Англию и
перенесли свое учение в тамошнюю корпорацию мастеровых. Оттуда оно
|
|