|
беспокойство; если умирает его сын – как это для него мучительно! Истинный
бхакта испытывает такие же муки в своем сердце, когда стремится к Богу. Бхакти
обладает великим свойством очищать ум, и достаточно лишь прочно утвердиться в
бхакти к Всевышнему Господу, чтобы ум очистился.
20. Из всех отречений самым естественным, пожалуй, является отречение
бхакти-йога. В нем нет никакого насилия – ни от чего не нужно отказываться,
ничего не нужно отрывать от себя, ни от чего не нужно резко отстраняться.
Отречение бхакты – легкое, спокойное, плавное и такое же естественное, как все,
что нас окружает.
21. «В этом бренном мире, где все так быстро обращается в прах, нужно
использовать отпущенное нам время во имя самых высоких целей», – говорит бхакта.
Воистину, самое достойное применение человеческой жизни – посвятить ее
служению всему живому.
22. Весь эгоизм мира вскормлен чудовищной идеей тела, именно тем
заблуждением, что мы – лишь тело, которым обладаем, и всеми возможными
способами должны стараться его сохранять и ублажать. Но если вы знаете, что
представляете собой нечто большее, чем просто тело, – вам не с кем сражаться и
не с чем бороться, вы мертвы для всех эгоистичных устремлений. Поэтому бхакта
утверждает, что мы должны быть мертвы для всего мирского. Это и есть истинное
самоотречение. Пусть все идет своим чередом. Именно в этом заключается смысл
слов: «Да будет воля Твоя»6, но отнюдь не в том, чтобы постоянно бороться и
сражаться и думать при этом, что Бог внушает нам все наши пристрастия и
честолюбивые помыслы.
23. «Господи, они строят высокие храмы во имя Твое, они приносят дары во
имя Твое. Я же беден; у меня нет ничего. Поэтому я беру свое тело и приношу его
к ногам Твоим. Не отвергай меня, о Господи!» Вот молитва, идущая из глубины
сердца бхакты. Для того, кто это испытал, вечное принесение себя в жертву
Возлюбленному Господу неизмеримо выше всех богатств и власти, выше заоблачных
мечтаний о славе и наслаждении.
24. Покой тихого смирения бхакты – это покой, находящийся за пределами
всякого понимания. Он имеет неизмеримую ценность.
25. Когда преданный достиг этого состояния, у него уже не возникает
вопроса, можно ли доказать существование Бога и является ли Он всемогущим и
всеведущим. Для него Он – только Бог Любви; Он – высший идеал любви, и этого
вполне достаточно; как Любовь Он самоочевиден, ведь влюбленному не нужно
доказывать, что возлюбленная существует. Может потребоваться немало аргументов,
чтобы доказать существование богов-судей в других формах религии, но бхакта
даже не думает и не может думать о таких богах. Для него Бог существует только
как Любовь.
26. Достигший совершенства бхакта уже не ходит в храмы и церкви, чтобы
встретиться с Богом; для него не существует такого места, где бы Его не было.
Он видит Его как в храме, так и вне храма; он находит Его как в святости
святого, так и в пороке грешника, ибо он уже поместил Его во славе в своем
собственном сердце как единственный всемогущий неугасимый Свет Любви, который
вечно сияет и пребывает во всем.
27. В конце концов бхакта приходит к тому, что сама Любовь есть Бог и
ничто иное. К чему может обратиться человек, чтобы убедиться в существовании
Бога? Любовь всегда была самым очевидным из всех очевидных явлений. Ее мощь
движет солнце, луну и звезды, проявляется в мужчинах, женщинах, животных –
везде и во всем. Она выражает себя в физических силах, таких, например, как
гравитация. Она существует повсюду, в каждом атоме, проявляясь во всем. Это и
есть беспредельная Любовь – единственная движущая сила Вселенной, видимая
повсюду; она и есть Бог.
28 «Даже если мне известно, что я есмь Он, все же я отделю себя от Него и
сделаюсь иным, чтобы наслаждаться Возлюбленным» – так говорит бхакта.
29. Я знал одного человека, которого в миру называли сумасшедшим, и вот
что он отвечал всем: «Друзья мои, весь мир – приют для умалишенных; одни сходят
с ума из-за земной любви, другие – из-за репутации, третьи – из-за славы,
четвертые – из-за денег, а пятые – из-за стремления спасти свою душу и обрести
рай. В этом огромном сумасшедшем доме я тоже сумасшедший, я схожу с ума от
любви к Богу. Вы сумасшедшие, и я тоже. Но мне кажется, что мое сумасшествие, в
конечном итоге, самое лучшее». Любовь истинного бхакты – это пламенное безумие,
перед которым все прочее исчезает. Вся Вселенная для него полна любовью и
только одной любовью – такой ее видит любящий. Поэтому, когда в человеке живет
такая любовь, он обретает вечное блаженство и вечное счастье. И лишь священное
безумие божественной любви может навсегда излечить болезнь мира, живущую в нас.
30. Люди в этом мире всю жизнь гоняются за женщинами, богатством, славой;
порой судьба сильно бьет их, и тогда они узнают, каков мир на самом деле. В
этом мире истинную любовь можно испытывать только к Богу. Рано или поздно мы
понимаем, что человеческая любовь пуста. Люди не умеют любить, хотя и говорят о
любви. Жена говорит, что любит своего мужа, и целует его, но как только муж
умирает, она в первую очередь думает о банковском счете и завтрашнем дне. Муж;
любит свою жену, но когда от болезни она утрачивает прежнюю красоту и силу или
когда совершает ошибку, он теряет к ней всякий интерес, Вся земная любовь –
лишь лицемерие и пустота.
31. В любви нет боли, она приносит лишь блаженство, иначе это не любовь, а
нечто другое, ошибочно принятое за любовь. Если мы смогли полюбить своего мужа
или жену, детей, весь мир, всю Вселенную так, что в нас не возникает ни боли,
ни ревности, ни эгоистических чувств, значит, мы способны быть непривязанными.
32. Вопрос: Означает ли это, что мирянину невозможно познать Бога тем
|
|