|
своей известности; не должен восхвалять свое имя, силы или богатство; не должен
рассказывать другим о том, что было доверено ему по секрету.
Человек не должен говорить, что он беден или богат, ни в каком случае не должен
хвастаться своим богатством. Он должен быть уравновешенным и благоразумным –
это его религиозная обязанность. Это не просто житейская мудрость: если человек
не будет благоразумным, его могут счесть безнравственным.
Домохозяин является опорой всего общества; он – главный кормилец. Бедные,
слабые, дети и женщины, которые не работают, – все зависят от его заработка.
Поэтому есть некоторые обязанности, которые домохозяин должен выполнять, и,
выполняя их, он должен чувствовать себя сильным, а не думать, что он делает
вещи ниже своего идеала. Поэтому, если он допустил какую-нибудь слабость или
совершил какую-нибудь ошибку, он не должен говорить об этом публично или, если
он участвует в каком-нибудь предприятии и знает, что предприятие должно
кончиться неудачей, не должен говорить об этом. Такая откровенность не только
не нужна, но она ослабляет человека и мешает исполнению им его обязанностей.
В то же время мирской человек должен энергично бороться, чтобы приобрести две
вещи: сначала знание, потом богатство. Это его долг, и если он не исполнит
своего долга, он – ничтожество. Мирской человек, который не стремится к
приобретению благосостояния, действует безнравственно. Если он ленив и
довольствуется праздной жизнью, он живет безнравственно, потому что от него
зависят, может быть, сотни людей. Если же он приобретает богатство, то сотни
других людей находят в нем свою поддержку.
Если бы в этом городе не было многих людей, стремившихся к богатству и
приобретших его, не было бы здесь и различных культурных и благотворительных
учреждений.
В данном случае погоня за богатством не предосудительна, так как она имеет
целью дальнейшее достойное распределение его. Для мирского человека
приобретение богатства и благородное использование его составляет религиозный
долг: домохозяин, стремящийся разбогатеть праведными путями и для правильных
целей, в действительности делает то же самое для достижения спасения, что и
отшельник, молящийся в своей келье, так как в них мы наблюдаем лишь различные
проявления той же добродетели – самоотречения и самопожертвования, вызываемых
преданностью Богу и всем Его созданиям.
Мирской человек должен всеми силами стараться приобрести доброе имя; он не
должен играть в азартные игры, общаться с дурными людьми и быть причиной горя
для других.
Нередко люди берутся за то, что они не могут сделать, и в результате обманывают
других для достижения своих целей. Во всех случаях надо принимать во внимание
время, привходящее как фактор во все. Кроме того, что один раз может быть
неудачей, другой раз может стать большим успехом.
Домохозяин должен быть правдивым, говорить мягко, употреблять выражения,
приятные для других и могущие принести им пользу, он не должен также говорить о
чужих делах.
Вырывая пруды, обсаживая дороги деревьями, устраивая убежища для людей и
животных, прокладывая дороги и наводя мосты, мирской человек идет к той же цели,
что и величайший йог.
Итак, деятельность и обязанности мирского человека составляют часть учения
карма-йоги.
Дальше говорится, что «если человек умирает на поле битвы, сражаясь за свою
страну или за свою веру, он приходит к той же цели, к которой йог приходит
путем медитации». Это показывает, что обязанность одного человека не является
обязанностью для другого; и в то же время нельзя сказать, что одна обязанность
принижает, а другая возвышает. Каждому долгу принадлежит свое место в жизни, и
мы должны исполнять свои обязанности сообразно с теми условиями, в какие мы
поставлены.
Из всего этого вытекает одна идея: осуждение всякой слабости. Эта мысль сквозит
во всех индийских учениях, в философии и в религии. В Ведах постоянно
повторяется слово «бесстрашие»: «Не страшитесь ничего!» Страх – признак
слабости. Человек должен исполнять свой долг, не обращая внимания на насмешки
или презрение хотя бы всего общества.
Уходя из мира для служения Богу, человек не должен думать, что все, остающиеся
в мире и работающие на благо мира, не служат Ему; точно так же и люди, живущие
в мире для жены и детей, не должны считать людей, отрекшихся от мира, праздными
бродягами. Каждый человек велик на своем месте. Эту мысль можно пояснить
следующим примером.
Некий царь имел привычку спрашивать всех саньяси, приходивших в его страну:
«Кто больше: тот ли, кто, отрекшись от мира, становится саньяси, или тот, кто
живет в мире и исполняет свои обязанности мирского человека?» Многие мудрецы
пытались разрешить эту задачу. Некоторые утверждали, что саньяси выше; тогда
царь требовал, чтобы они доказали свое утверждение. И если они не могли этого
сделать, он приказывал им жениться и жить в мире. Затем приходили другие и
говорили: «Семьянин, исполняющий свои обязанности, выше». И от них тоже царь
|
|