|
одинаково отзовутся на ту же мысль. Конечно, влияние мысли на сознание будет
различно, в зависимости от расстояния и других причин, но ум всегда открыт
какому-нибудь влиянию. Предположим, что я совершаю дурной поступок; ум мой
находится в состоянии определенных вибраций, или колебаний, и сознания всех
других людей мира, находящиеся в том же состоянии, могут подвергнуться влиянию
вибраций моего ума. Это взаимное влияние сознаний более или менее существенно,
смотря по степени силы вибраций каждого из них.
Развивая далее это сравнение, можно предположить, что подобно тому, как волны
света иногда бегут миллионы лет, прежде чем встретят какой-нибудь предмет, так
и мысленные волны также бегут сотни лет, прежде чем натолкнутся на предмет, с
которым они могут звучать в унисон. Весьма возможно поэтому, что наша атмосфера
полна подобных мысленных колебаний, как позитивных, так и негативных. Каждая
мысль, исходящая из каждого мозга, продолжает, так сказать, пульсировать, пока
она не встретит подходящий предмет, способный воспринять ее. Каждый ум,
раскрытый для восприятия этих вибраций, отзывается на них немедленно. Так и
человек, поступая плохо, приводит свой ум в определенное состояние напряжения,
и все волны, соответствующие этому состоянию напряжения и уже как бы
существующие в атмосфере, будут стараться проникнуть в его ум. Потому-то
порочный человек обычно продолжает делать все больше и больше зла. Поступки его
приобретают все большую напряженность. В силу этого, поступая плохо, мы
подвергаемся двойной опасности: во-первых, мы раскрываем себя для всевозможных
дурных влияний, окружающих нас, во-вторых, мы творим зло, которое может
повлиять на других, может быть, даже через сотню лет. Делая зло, мы вредим и
себе, и другим. Делая добро, мы приносим пользу и себе, и другим; и так как все
силы в человеке, эти силы добра и зла черпают свою жизнеспособность из
окружающего мира.
Согласно карме-йоге, однажды совершенное действие не может быть уничтожено,
пока оно не принесет своего плода; нет силы в природе, могущей помешать ему
дать свой результат. Если я поступаю дурно, я должен за это пострадать – ничто
в мире не может это изменить. Точно так же, если я совершил хороший поступок,
никакая сила в мире не может воспрепятствовать ему дать хорошие плоды. Причина
должна иметь свое следствие; ничто не может изменить этого закона. Тут
возникает очень тонкий и глубокий вопрос, относящийся к карме-йоге, – вопрос о
тесной связи, существующей между всеми действиями, как хорошими, так и дурными.
Нет поступка, не дающего одновременно и дурных, и хороших плодов. Возьмем
ближайший пример: я с вами говорю, и некоторые из вас, может быть, думают, что
я делаю хорошо, вместе с тем я, может быть, убиваю тысячи микробов в воздухе,
значит, я делаю зло кому-то другому. Когда какое-нибудь действие влияет хорошо
на тех, кого мы знаем, мы говорим, что оно хорошо. Например, вы назовете мою
речь к вам хорошим поступком, но микроб не найдет его таковым; микробов вы не
видите, а себя самих видите. Влияние моей речи ощутимо для вас, но действие ее
на микробов для вас незаметно. Если мы станем анализировать наши дурные
поступки, мы, пожалуй, найдем, что и они приносят какие-нибудь хорошие
результаты. Тот, кто в хорошем способен распознать и дурное, а в дурном хорошее,
познал тайну труда.
Что же из этого следует? То, что, как бы мы ни старались, мы не можем совершить
абсолютно позитивного или абсолютно негативного поступка, понимая то и другое в
смысле пользы и вреда. Мы не можем дышать и жить, не нанося вреда другим, и
каждый кусок пищи, употребляемой нами, взят из чьего-нибудь рта: одна жизнь
вытесняет собой другие жизни. Из этого следует, что совершенство никогда не
может быть достигнуто одним лишь трудом. Мы можем работать всю вечность, но
выхода из этого сложного лабиринта не найдем. Можно работать и работать без
конца, и все же никогда не прекратится это неизбежное сочетание добра и зла в
результатах работы.
Далее следует рассмотреть, какова цель труда. Мы видим, что значительное
большинство людей во всех странах думают, что настанет время, когда мир будет
совершенен и исчезнут болезни, смерть, несчастья и зло. Это прекрасная идея и
отличная побудительная сила для вдохновения; но, вникнув в дело, мы сразу
увидим, что осуществление этой мечты невозможно, раз добро и зло составляют
лицевую и оборотную стороны одной и той же монеты. Как можно иметь добро, не
имея одновременно и зла? Что подразумевается под совершенством? Выражение
«совершенная жизнь» противоречит самому себе. Жизнь есть состояние
беспрестанной борьбы между нами и всем, что вне нас. Каждую минуту мы
фактически сражаемся с внешней природой, и если мы оказываемся побежденными, то
жизнь нас покидает. Происходит, например, постоянная борьба из-за пищи и из-за
воздуха. Если не хватает того или другого, мы умираем. Жизнь протекает не
просто и не ясно, она очень сложна. Эта сложная борьба между чем-то внутри нас
и внешней жизнью и есть то, что мы называем бытием.
Итак, с прекращением этой борьбы прекратится и жизнь.
Под идеальным счастьем подразумевается окончание этой борьбы. Но тогда и жизнь
кончится, так как борьба может прекратиться только с прекращением жизни. Мы уже
|
|