|
польза? Усердно выполняемые, они, наверно, приведут к желаемой цели, потому что
каждая из ступеней к достижению Самадхи строго обдумана, надлежащим образом
выработана и составлена вполне научно. Когда же цель будет достигнута,
прекратятся все горести, исчезнут все страдания, последствия поступков будут
уничтожены, и душа сделается свободною навеки.
Глава 8
РАДЖА-ЙОГА ВКРАТЦЕ
Конспект Раджа-Йоги, свободно переведенный из Курма-Пураны
Огонь Йоги сжигает клетку греха, которая окружает человека. Знание становится
очищенным, и Нирвана достигается непосредственно. От Йоги приходит знание;
знание в свою очередь помогает упражнению в Йоге. Тот, кто совмещает в себе
Йогу и знания, угоден Богу. Те, кто упражняются в Маха-Йоге, один ли раз в день,
или два, или три раза в день, или постоянно, – знайте, – это боги. Йога
делится на две части. Одна называется Абхава и другая – Маха-Йога. Размышление
о себе, как о нуле и лишенном свойств, называется Абхава. Йог посредством
каждой из них познает свое "Я". Та Йога, в которой кто-нибудь видит себя полным
блаженства, лишенным всякой нечистоты и соединившимся с Богом, называется
Маха-Йога. Другие Йоги, о которых мы читали и слышали, не стоят и частички этой
великой Брахма-Йоги, в которой йог видит себя и всю вселенную, как Самого Бога.
Эта есть самая высшая из всех Йог.
Раджа-Йога состоит из следующих ступеней: Яма, Нияма, Асана, Пранаяма,
Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна и Самадхи. Ямой называется непричинение кому бы то
ни было вреда, правдивость, некорыстолюбие, целомудрие, непринятие чего бы то
ни было от другого. Она очищает сознание, Читту. Непричинение никогда страдания
никакому живому существу ни мыслью, ни словом, ни делом есть то, что называется
Ахимса – непричинение вреда. Нет высшей добродетели, чем непричинение вреда.
Нет высшего счастья, чем когда человек достиг состояния непричинения вреда
никакому творению. Посредством правдивости мы приобретаем силу. Правдивостью
достигается все; на правдивости основано все. Рассказать факты, как они есть, –
это правдивость. Не брать чужого хитростью или силой называется Астейя –
нестяжание. Целомудрие в мысли, слове и деле, всегда и при всех условиях, есть
то, что называется Брахмачарья. Непринятие никаких подарков от других, даже
если отказывающийся от этого ужасно страдает, есть то, что называется
Апариграха. Когда человек получает подарок от другого, согласно этой теории,
его сердце становится нечистым, он унижается, теряет свою независимость,
становится связанным и доступным чужому влиянию. Следующие ступени помогают
успехам в Йоге. Нияма – выработка постоянных привычек и приемов, Тапас –
строгость, Свадхьяя – прилежное повторение священных слов, Сантоша –
удовлетворенность, Шауча – чистота, Ишварапранидхана – молитва. Пост или другой
способ подчинения тела называется физическим Тапасом.
Повторение Вед или других Мантр, которыми очищается телесная материя (Саттва),
называется упражнением – Свадхьяя. Есть три рода повторения Мантр: один
называется устным, другой – полуустным и третий – умственным. Устный, или
внятный, есть самый низший, а умственный есть высший из всех. Повторение,
настолько громкое, что его может слышать всякий, есть устное; следующее есть то,
когда органы только начинают вибрировать, но никакого звука не слышно, –
другой человек, сидящий возле, не может слышать, что говорится. Тот, в котором
нет никакого звука, а только умственное повторение священного слова и в то же
время размышление о его значении, называется "умственным бормотанием" и есть
самое высшее. Мудрецы говорят, что есть два рода очищения: наружное и
внутреннее. Очищение тела производится водой, землей или другими материалами, –
это наружное очищение, как, например, купанье и т.п. Очищение ума правдивостью
и всеми другими добродетелями есть то, что называется внутренним очищением. Оба
необходимы. Недостаточно, если человек будет чист внутренне, а наружно грязен.
Когда обе недостижимы, внутренняя чистота важнее; но никто не может быть йогом,
если не соблюдает обеих.
Молитва заключается в прославлении Бога, в памятований Его и в преданности Ему.
Мы говорили о Яме и Нияме; дальше идет Пранаяма. Прана значит жизненные силы в
собственном теле, Яма значит управление ими. Есть три сорта Пранаямы:
простейшая, средняя и высшая. Все Пранаямы делятся на две части: одна
называется наполнение, другая опорожнение. Если вы начинаете с двенадцати
секунд – это низшая Пранаяма; если начинаете с двадцати четырех секунд – это
средняя Пранаяма; самая высшая та, которая начинается с тридцати шести секунд.
Та Пранаяма. при которой появляется сначала испарина, потом дрожание тела, а
затем человек быстро поднимается на ноги и душа его испытывает невыразимое
блаженство, есть самая высшая Пранаяма. Есть Мантра, называемая "Гайятри". Это
следующий очень святой стих из Вед: "Мы размышляем о славе Того, Кто создал эту
вселенную; да просветит Он наш ум". В начале и в конце этой Мантры произносится
слово "ОМ". В одной Пранаяме повторяйте три Гайятри. Во всех книгах говорится о
Пранаяме, разделенной на Речаку (выдыхание), Пураку (вдыхание) и Кумбхаку
(удержание, остановка).
Индрии, органы чувств, направлены наружу и приходят в сообщение с внешними
предметами. Приведение их в подчинение воле есть то, что называется Пратьяхара,
– буквальный перевод "собирание в себе".
Направление сознания на лотос сердца или на головной центр есть то, что
называется Дхарана. Когда, оставаясь в одном месте, принимая одно место за
основание, волны ума пробуждаются, не соединяясь с другими волнами, – когда все
другие волны остановились – и только одна волна восстает в уме – это называется
Дхьяна, созерцание. Когда нет надобности ни в каком основании, когда все
сознание становится одной волной, одной формой, – это его состояние называется
|
|